Цифровизация, внедрение цифровых технологий, значительно облегчила повседневную жизнедеятельность человека. Интернет и смартфоны позволили человечеству сделать огромный шаг в своем развитии. Сегодня с помощью своего умного мобильного устройства, будь то телефон, планшет или часы, мы можем осуществлять покупку необходимых для нас вещей, заказывать такси, проводить онлайн занятия или переговоры, развлекаться - смотреть кино или играть в игры. При этом с каждым днем количество услуг, которые мы можем получить при помощи своих цифровых устройств, становится все больше и больше.
В основном, цифровые технологии развиваются благодаря частным инвесторам и компаниям. Участие государства, которое помогает и дает направления развития этого сектора, использует передовые технологии для улучшения государственных услуг, тоже необходимо. Очевидно, что цифровизация - это не дань моде, а возможность, позволяющая идти в ногу со временем, а главное - получать все блага цивилизованного мира.
Цифры в промышленность
В 2017 году в республике была принята Государственная программа «Цифровой Казахстан». Она была рассчитана на 2018-2021 годы. Главной целью госпрограммы было ускорение темпов развития экономики страны и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе.
В частности, в ходе реализации программу правительством было запланировано создание и внедрение информационной системы учета сырой нефти и газового конденсата. Эта мера была предусмотрена и в принятом в 2017 году Кодексе РК «О недрах и недропользовании». Созданная Министерством энергетики РК, Информационная система учета сырой нефти и газового конденсата (ИСУН) направлена на обеспечение прозрачности процесса добычи и транспортировки нефти, сокращение теневого оборота нефти и повышение собираемости налогов. Система обеспечивает сбор, хранение, обработку оперативных данных по учету движения нефти, и выполнение анализа на основе полученных данных.
На сегодняшний день оцифровано около 96% оборота нефти в стране. В частности, к цифровой системе учета подключены 36 нефтедобывающих и четыре нефтетранспортных организаций, а также семь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В цифровой среде ведется учет по 26 НПЗ, 10 нефтебазам, 3 155 автозаправочным станциям.
В рамках развития Единой государственной системы управления недропользованием Казахстана аукционы на предоставление права недропользования по углеводородам с 2020 года проводятся онлайн. Только в прошлом году было проведено три электронных аукциона на предоставление права недропользования по углеводородам. Минэнерго было продано 25 участков недр. Сумма подписных бонусов составила 6,5 млрд тенге. При этом недропользователи должны инвестировать в геологоразведку минимум 22,5 млрд тенге.
В республике впервые началась реализация проекта «Интеллектуальное месторождение» на объектах компаний «Эмбамунайгаз» и «Озенмунайгаз», являющихся дочерними предприятиями национальной компании «КазМунайГаз».
В ТОО СП «Казгермунай» была введена в эксплуатацию система визуализации для центра аналитики и поддержки принятия решений. Завершены работы по телемеханизации добывающих скважин и автоматизации системы поддержки пластового давления.
Два крупнейших казахстанских нефтеперерабатывающих завода - Атырауский НПЗ и Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) осуществили переход на увеличенный межремонтный период. В результате реализации проекта два завода - АНПЗ и ПНХЗ - перешли на эксплуатацию в условиях не менее, чем 3 летнего межремонтного периода. До внедрения проекта капитальные ремонты проводились ежегодно.
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности отмечает, что в ходе реализации проекта были внедрены лучшие передовые мировые практики, которые повлекли к пересмотру бизнес-процессов НПЗ, а также изменение организационной структуры заводов. Была пересмотрена и приведена в соответствие нормативная база. Были внедрены системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОРО), управления инспекциями и обеспечения надежности, мониторинга оборудования, учета простоев оборудования. В связи с изменением бизнес-процессов и внедрением новых технологий на НПЗ было обучено порядка 150 человек.
Также в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» были реализованы такие проекты, как «Цифровой рудник», создана система мультимодальных перевозок, внедрена автоматизированная система управления «Магистраль», позволяющая вести комплексный мониторинг и диагностику состояния железнодорожной инфраструктуры, установлена система по управлению дорожными активами с применением цифровых технологий и т.д.
Постановлением правительства от 17 мая 2022 года «О признании утратившими силу некоторых решений правительства РК» государственная программа «Цифровой Казахстан» поставлена на утрату.
Цифровая трансформация
На данный момент фокус нацелен на цифровую трансформацию. Так, постановлением правительства от 9 ноября 2022 года утверждены Правила цифровой трансформации государственного управления. Данными Правилами предусматривается разработка и реализация дорожных карт цифровой трансформации на трехлетний период.
В рамках формирования Дорожных карт государственными органами проведена приоритезация и распределение функций, по которым будет проведен реинжиниринг. Реинжиниринг - это методология, которая направлена на изменение бизнес-процессов предприятия для обеспечения существенного роста эффективности всей системы.
Так вот, анализ функций и реинжиниринг выявленных бизнес-процессов ведется согласно утвержденных дорожных карт.
По итогам прошлого года реинжиниринг проведен по 106 кейсам, которые содержат в себе 364 бизнес-процессов. В результате реинжиниринга 364 бизнес-процессов государственных органов сокращено - контактов с 692 до 169, документов с 1090 до 454, шагов с 8271 до 3656, бизнес-ролей с 1451 до 865, руководителей с 6622 до 2535. В целом степень улучшения деятельности госорганов составило 58%. В текущем году планируется провести реинжиниринг более 400 бизнес-процессов.
Для развития цифровой инфраструктуры Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности реализована аналитическая платформа «Smart Data Ukimet» (SDU). За последние два года по мере насыщения данными SDU прошла путь развития от аналитического инструмента до полноценной экосистемы, позволяющей в полной мере раскрыть потенциал использования данных в государственном управлении. В частности, она позволяет сегментировать и формировать списки потенциальных услугополучателей для оказания государственных услуг проактивно, автоматизировать процессы на основе данных (к примеру, подготовка списка присяжных заседателей).
На сегодняшний день в SDU реализуются аналитические модели разной сложности, различного назначения и характера. Одним из значимых кейсов является «Цифровая карта семьи», позволяющая получить более 100 критериев по всем 6,2 млн семьям в Республике Казахстан и построить скоринг (система оценки) по социальным рискам.
Также министерством проводятся работы по реализации платформенной модели цифровизации. Так, технологическая платформа «QazTech» представляет собой набор программных продуктов, предоставляющая совокупность функциональных возможностей и позволяющая обеспечить быстрое конструирование информационных систем из множества готовых компонентов.
Платформа позволяет ускорить выпуск новых продуктов, обеспечить надежность и производительность, целостность и качество данных, повысить утилизацию оборудования, устранить дублирование затрат между подразделениями и непрозрачность расходов. В настоящее время платформа «QazTech» находится в опытной эксплуатации.
Внедрение инноваций
В части развития инноваций на сегодня правительство проводит работу в нескольких ключевых направлениях.
Во-первых, Советом по технологической политике при правительстве в декабре 2023 года был одобрен новый фокусный подход по формированию и реализации технологических платформ в конкретных технологических направлениях: MedTech, AgriTech, GreenTech, Искусственный интеллект, Индустрия 4.0, Металлургия и GovTech, с соответствующим фокусным финансированием.
Новый механизм фокусной политики предполагает направление 50% выделяемых на науку и инновации средств на конкретные общегосударственные технологические приоритеты, а оставшиеся 50% будут выделяться на поддержку всех остальных направлений, что соответствует лучшему международному опыту. Такой подход позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы на определённых направлениях и получить более существенные результаты.
Наряду с этим будут приняты меры по формированию технологических платформ по вышеуказанным приоритетным направлениям. Реализация технологических платформ предполагает формирование отдельных экосистем с конкретными задачами, сроками и исполнителями.
Данный механизм позволит создать организованную систему достижения конкретных задач с конкретными сроками и исполнителями.
Во-вторых, проводится планомерная политика в сторону качественного развития венчурного рынка, который, фактически, является ключевым «двигателем» инновационного прогресса. В частности, при Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с ноября 2023 года запущена работа акселерационной группы по развитию венчурного рынка, в которую входят представители венчурного рынка, стартап-компаний, вузов и государственных органов.
В этом контексте, благодаря целевым группам в акселерационной группе (венчурные инвесторы) выявлены ключевые барьеры и прорабатываются потенциально эффективные решения с учетом международной практики и опыта.
Кроме того, на постоянной основе осуществляется системная поддержка всех стартапов и инновационных проектов через конкретные меры государственной поддержки, включая инновационные гранты (оператором является АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations»), в рамках проекта «Стимулирование продуктивных инноваций», реализуемого совместно со Всемирным Банком, а также в рамках инкубационных и акселерационных программ Международного технопарка IT-стартапов «Astana HUB».
Также в рамках цифровизации деятельности государственных органов страны выработаны процедурные и технические механизмы по систематизации всех видов отчетов и показателей. Так, регламентирован порядок ведения реестра отчетов и показателей, которым предусмотрено порядка 751 отчета и 2,8 тысяч показателей, внедрены конструктор и каталог отчетности. В результате реализации этих инструментов, статистика документооборота снизилась на 25,4%.
Все указанные направления развития инноваций в целом оказывают благотворное влияние и способствуют поэтапному развитию инновационной системы страны.
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.