Что происходит на Кашагане и когда начнется его полномасштабное освоение

Возможно, при строительстве комплекса "Болашак" были допущены нарушения

Фото: ncoc.kz

Алматы. 24 сентября. NewsHub – В этом году акционеры Северо-Каспийского проекта должны провести базовое проектирование фазы IIA второго этапа (полномасштабного) освоения нефтегазового месторождения Кашаган. Получить необходимые разрешения и согласование проекта, как между акционерами, так и с государством. И уже в следующем году принять окончательное инвестиционное решение. Об этом представители North Caspian Operating Company (NCOC) - оператора Кашаганского проекта - сообщили осенью прошлого года в ходе ежегодной конференции «Казнефтегазсервис». Но, похоже, работа идет не совсем по графику.

В августе этого года на установке комплексной подготовки нефти и газа произошла авария, из-за чего добыча нефти на месторождении остановилась. Постепенное восстановление производства началось 10 августа. Но уровень добычи опустился до 100 тыс. баррелей в сутки, что в четыре раза меньше, чем до инцидента. По сведениям ряда СМИ, причиной аварии могли стать ошибки, допущенные еще при строительстве завода «Болашак», на ремонтные работы потребуется не меньше шести месяцев.

На пороге полного…

Напомним, северо-каспийский консорциум на пороге начала реализации этапа полномасштабного освоения Кашагана, который предполагает поэтапное наращивание добычи с 400-450 тыс. баррелей в сутки, достигнутых на этапе опытно-промышленной разработки (началась в 2016 году и закончилась в 2021-м), до 1,1 млн баррелей в сутки к 2042 году, то есть к моменту завершения срока СРП. Нынешний этап, к осуществлению которого консорциум должен был уже приступить, разделен на фазы IIA и IIB, реализация которых позволит довести суточную добычу до 700 тыс. баррелей к 2030 году.

Во время фазы IIA уровень добычи должен быть повышен до 500 тыс. баррелей в сутки. Чтобы достичь нового уровня, надо было придумать, куда девать попутный газ. В рамках этой фазы сырой газ после первоначальной сепарации на морском комплексе будет транспортироваться на наземный комплекс и далее передаваться третьей стороне для дальнейшей переработки (ранее сообщалось, что весь попутный газ, за исключением объемов, которые оставит оператор для собственных нужд, будет отдаваться АО «QazaqGaz»). Для этого необходимо проложить трубопровод от острова D до существующего наземного комплекса, и небольшое ответвление трубы меньшего диаметра на завод третьей стороны для передачи кислого газа.

В рамках фазы IIA не планируются масштабные строительные работы. Но будет осуществлена модернизация ряда установок, оборудований, насосов, сняты все возможные ограничения, что позволит добывать, транспортировать и подготавливать увеличенный объем нефти. Эту работу предстоит проделать, как на морском, так и на наземном комплексе.

Представители NCOC озвучили сроки реализации фазы IIA: 2021 год - завершаются работы по предварительному базовому проектированию. 2022-2023 годы - базовое проектирование, получение необходимых разрешений и согласований по проекту, принятие окончательного инвестиционного решения. 2023-2026 годы - этап реализации проекта, который включает в себя ЕРС, детальное проектирование, закупку материалов, строительство, пуско-наладку.

Фаза IIB - это логическое продолжение дальнейшего освоения Кашагана. Одна из главных целей этого этапа - увеличение добычи еще на 200 тыс. баррелей в сутки - с 500 тыс. до 700 тыс. баррелей в сутки. Добыча газа к этому времени вырастет уже до 6 млрд куб. м в год.

В прошлом году NCOC должен был выбрать концепцию и перейти на стадию базового проектирования, которая должна была стартовать в начале этого года (если проект поддержат акционеры и государство). В рамках этой фазы планируется расширение существующего на месторождении острова, где будет располагаться буровая скважина. На море будет находиться только один остров, который будет поддерживать проект.  Добытое на острове сырье с помощью многофазного трубопровода будет доставляться на сушу, где будет производиться основная деятельность по подготовке нефти и газа. На этой фазе добытый газ уже не будет закачиваться обратно в пласт.

На суше планируется строительство нового завода по подготовке нефти мощностью 8,5-9 млн тонн в год. Также на суше построят ряд трубопроводов для дальнейшей поставки сырого газа третье стороне, экспорта нефти и обеспечения питьевой водой и топливным газом.

При этом представители NCOC ответили, что рассматриваются несколько вариантов по выбору локации завода по подготовке нефти. Не исключено, что он будет построен рядом с ныне действующим заводом «Болашак». При этом учитывается мнение третьей стороны (QazaqGaz), которой будет доставляться кислый газ из Кашагана. Окончательное решение по месту расположения завода обещали принять в первом квартале 2022 года.

Сроки реализации фазы IIB: 2021 год - завершение предварительного базового проектирования. 2022 год - начало базового проектирования. 2024 год - принятие окончательного инвестиционного решения. 2030-2031 годы - получение первой нефти.

О размерах инвестиций, которые планируется потратить на реализацию фаз IIA и IIB, не сообщается. Известно, что расходы на этапе опытно-промышленной добычи (к 2021 году) превысили $60 млрд.

Труба треснула

Но реализация этих фаз остается под вопросом, пока NCOC не сможет восстановить прежний уровень добычи, которая упала в результате остановки завода «Болашак» из-за утечки газа. Произошедший в августе инцидент, как сообщает Petrocouncil.kz, следствие ошибок, допущенных на этапе строительства комплекса. Утечка газа произошла «из-за коррозии и сульфидного растрескивания» части трубы слагкетчера (резервуарное оборудование, в котором на выходе из трубопровода собираются газовые или жидкостные пробки).

«Выяснилось, что эта труба не прошла тест на сульфидное и водородное коррозионное растрескивание (SSC и HIC). В сертификате заводских испытаний они не указаны. Такие проверки должен делать производитель. То же самое произошло и с трубами, которые поломались еще в 2013 году. Тогда вышли из строя трубы, соединяющие Кашаган и Болашак. В результате только начавшаяся добыча нефти была остановлена на 3 года - до ноября 2016 года», - пишет издание.

При этом даже после того, как в 2013-м треснули трубы, из которого делали слагкетчер, их не проверяли на твёрдость, хотя это была основная причина той аварии.

«Без подтверждения того, что трубы прошли нужные тесты, опасно запускать слагкетчер снова, поскольку это может привести к повторному разрыву. Оценка состояния данного оборудования, его замена может занять около шести месяцев», - отметил эксперт, знакомый с ситуацией.

Ремонт слагкетчера означает, что надо будет каждую трубу в нем менять, варить, тестировать сварку, проводить опрессовку. Даже выборочная замена повреждённых труб займет длительное время. Но когда дефект подтвержден в нескольких местах, то нужна полная замена оборудования. Такого количества материала, в таком качестве, с такими спецификациями сейчас у оператора нет. Надо их заказывать, потом ждать, пока их произведут, протестируют, доставят, установят и т.д.

Министр энергетики Болат Акчулаков сообщил недавно, что Кашаган возобновит добычу на обычном уровне в октябре.

Кашаганский ГПЗ

Казахстан недавно посетили представители одной из участниц Северо-каспийского проекта - итальянской компании Eni - главный производственный директор Гвидо Бруско и директор по разведке и добыче Лука Виньяти.

Во время встречи с премьер-министром Алиханом Смаиловым г-н Бруско заявил: «Мы будем своевременно принимать необходимые решения по действующим проектам и искать возможности для реализации новых, в том числе в сфере возобновляемой энергетики».

При этом премьер отметил, что правительство поддерживает планы консорциума по строительству совместно с АО «НК «QazaqGaz» газоперерабатывающего завода на Кашагане мощностью 1 млрд куб. м. Заявление, говоря языком цифр, на $860 млн. Именно во столько Минэнерго оценивает стоимость ГПЗ, который должен перерабатывать сырой газ из Кашагана.

Ранее этот проект реализовывала компания ТОО «GPC Investment». Предприятие в этом году было передано на баланс нацкомпании QazaqGaz. По некоторым данным, реализация проекта, которая началась в прошлом году, остановилась из-за отсутствия финансирования. Теперь же, если верить словам Алихана Смаилова, Eni берет на себя финансирование этого проекта.

Без строительства этого завода невозможно дальнейшее увеличение добычи на Кашагане. Оператору нужно куда-то девать попутный газ. Решение было - передавать третьей стороне, в данном случае национальному газовому оператору QazaqGaz, который должен был позаботиться о строительстве перерабатывающих мощностей. Казахстану, который уже испытывает дефицит природного газа для потребителей и вынужден просить нефтяные компании перенаправлять на внутренний рынок экспортные объемы, импортировать туркменский газ, заинтересован в строительстве этого ГПЗ. Остается неясным, как правительству удалось уговорить итальянцев вложиться в завод. Может, в переговорах помог тот факт, что оператором Северо-Каспийского проекта в период строительства завода «Болашак» была Agip KCO - дочернее предприятие Eni? Получается, именно она допустила ошибки при строительстве комплекса, которые выявляются сегодня.

В консорциум компаний, разрабатывающих нефтегазовое месторождение Кашаган входят: КазМунайГаз (16,88%), ExxonMobil, Eni, Shell, TotalEnergies (по 16,81% каждая), CNPC (8,33%) и Inpex (7,56%). Срок действия контракта на недропользование - 1997-2041 годы. 

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Follow News

Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter