Почему нельзя строить АЭС в Казахстане

Что производит оборонно-промышленный комплекс Казахстана

Что производит оборонно-промышленный комплекс Казахстана
фото: Казахстан Парамаунт Инжиниринг / Григорий Беденко

Последние военные конфликты в мире показывают, насколько важна способность страны самой производить оружие. Технологически развитые и хорошо оснащенные вооруженные силы имеют преимущество в современных войнах. Хорошо оснащенная армия - это гарантия безопасности государства. При этом преимуществом является обеспечение военных продукцией собственного производства. Как в этом плане развивается Казахстан? Какое вооружение выпускает отечественный оборонно-промышленный комплекс? Об этом мы попросили рассказать исполнительного директора Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Найзабека Олжабайұлы.

- Расскажите, пожалуйста, как сегодня развивается оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны. Поспеваем ли мы за последними тенденциями в производстве вооружения? Что мы производим? Как обстоят дела с финансированием оборонных предприятий?

- Я думаю, все эти вопросы, в первую очередь, должны быть адресованы не к нам, а в Министерство обороны и Министерство промышленности и строительства. Что касается оборонной промышленности, то тут, в принципе, у Казахстана изначально была хорошая стартовая позиция. То есть у нас есть производство торпед, крупнокалиберных пулеметов, глубинных бомб, противогазов, патронов, комплектующих для сверхзвуковой авиации, для противовоздушной обороны, мы выпускаем военные катера и суда, военную электронику различного вида. У нас более 40 заводов, которые остались в наследство от СССР. 

Помимо этого, у нас налажено производство, так называемых, MRAP (mine resistant ambush protected) - колёсных броневых машин с усиленной противоминной защитой. MRAP - это новое слово в отрасли колесной бронированной техники. Если вы видели, во время «Бури в пустыне» (военная операция США и их союзников в Кувейте в 1990-1991 гг.) американские солдаты передвигались на джипах типа Хаммер (Hummer). Такие машины затем стали очень популярными. Но когда американцы на этих Хаммерах зашли в Афганистан, тем более в Ирак, то солдаты стали чаще погибать, попадая на мины, заложенные на дорогах. И американцы теряли по 30 человек в месяц, если я не ошибаюсь. После этого встал остро вопрос, как обезопасить свой личный состав. И решение они нашли в Южной Африке. Дело в том, что Южно-Африканская Республика (ЮАР) во время апартеида была заблокирована, обложена санкциями, и страна была вынуждена полагаться только на собственное производство. Появилось много предприятий, внедривших инновационное производство. Потому что в условиях эмбарго, а еще враждебного окружения, ЮАР была вынуждена особое внимание уделять своей оборонной промышленности. Война в Анголе, где ЮАР поддерживало Национальный фронт освобождения Анголы, показала, как важно уметь защищать своих солдат на заминированных дорогах, и от засад. И тогда они разработали вот такую машину, имеющую своего рода капсулу, которая выдерживает взрыв противотанковой мины и стрелкового бронебойного оружия. 

Так вот, США купили эту технологию и начали у себя производить такие массивные машины, на которых сейчас передвигаются американские солдаты, сегодня они известны под маркой Oshkosh, например. 

Купил технологию производства таких машин у ЮАР и Казахстан, вернее это сделал казахский бизнесмен Айбек Барысов. Переговоры о покупке технологии он начал в 2013 году, в 2015-м построил завод, а в 2016 году предприятие выпустило первую бронированную колесную машину «Арлан». То есть Барысов не только приобрел технологию, но и сделал трансферт технологии, построив завод. Специалисты и инженеры из ЮАР и Израиля обучили наших специалистов и инженеров, были даже подготовлены сварщики для этого производства. И сегодня у нас есть новый завод, который производит в Казахстане технику, устойчивую к минам и атакам из засад. Надо сказать, что это единственный завод в Центральной Азии, который может производить подобную технику.

Второй новый завод, открытый в стране - это совместное турецко-казахское предприятие «Казахстан Aselsan Инжиниринг», производящее различные виды оптических систем, от прицелов и биноклей до приборов ночного видения. Здесь продукция производится по технологии известной турецкой компании, одной из передовых в мире. Как видите, у нас достаточно большой потенциал, который следует развивать.

Более того, например, тот же Барысов создал в стране одно из первых конструкторских бюро, где казахстанские инженеры на сегодняшний день могут разрабатывать системы и технические решения, где был полностью спроектирован отечественный броневой автомобиль «Алан - 2». То есть здесь проект полностью: от рисунка до реализации - принадлежит Казахстану. Некоторые обращают внимание на то, что двигатель у этой машины не наш. Но главное здесь не двигатель. Сердце этой машины - капсула, которая устойчива к взрывам мин. И второе важное составляющее - кому принадлежит проектно-техническая документация. А она принадлежит Казахстану. Мы можем поставить какой угодно двигатель, американский или российский. Здесь главное - кому принадлежат чертежи, программное обеспечение, так называемый, исходный код. Например, если вы купите китайский военный беспилотник, то он запрограммирован так, что в сторону Китая он не полетит. То есть необходимо, чтобы программное обеспечение и техническая документация принадлежали Казахстану. 

Можно разместить заказ в другой стране, чтобы вам произвели что-то, или предоставили какие-то комплектующие детали, но изначально сама идея и технология производства должна принадлежать Казахстану. В этом смысле у нас есть еще проблемы. Так как основная масса заводов - наследие Советского Союза, по понятным причинам технологическая зависимость этих заводов осталась от России. То есть 99% технологий - это все-таки советские технологии, а теперь, получается, и российские. В связи с тем, что существует международная санкционная политика в отношении РФ, то сегодня очень проблематично сотрудничать с российским военным комплексом. Необходимо решение по созданию альтернативного, второго, скажем так, источника технологий для казахстанской оборонки. Это могут быть Китай, страны Запада или другие государства. То есть нужен тот, кто будет поставлять нам технологии, кроме России, чтобы нам не попасть под санкции. И над этим, я так понимаю, очень серьезно думают в правительстве. В этом отношении, мы, как Ассоциация ОПК, конечно, открыты и готовы работать с нашими ответственными чиновниками.

- То есть можно сказать, что из-за этих санкций подвисло производство у большого количества казахстанских оборонных предприятий?

- Есть определенные трудности, скажем так. Дело в том, что не одномоментно подвисло. Санкции же постепенно вводятся и включаются. Пока предприятие, которое поставляет какие-то детали, не под санкциями, с ним работают. Там же есть еще проблема финансового трансферта, то есть с ними еще невозможно расплатиться за купленный товар. Также есть сложности с приглашением специалистов, которые помогают в наладке производства. И все это приводит к трудностям определенного характера. Но над этим вопросом озабочены все и ищут пути решения проблемы.

- А как обстоят дела у предприятий в плане финансирования? Понятно, что технологии мы, в основном, закупаем за рубежом. Есть ли частные инвесторы, или государство выступает в этом качестве?

- Здесь есть одна серьезная проблема, которая заключается в том, что казахстанские банки второго уровня не могут финансировать военно-промышленный комплекс. Это прописано в их уставах. Этого требуют и международные финансовые институты, предоставляющие кредиты нашим банкам. Согласно их правилам, если вы берете у них займы, то не можете финансировать производство двойного назначения. Выход был в том, чтобы создать в стране Фонд развития оборонно-промышленного комплекса. И об этом есть соответствующее поручение главы государства. Сейчас, если не ошибаюсь, работают над созданием данного фонда.

- В 2021 году был утвержден национальный проект «Безопасная стран», в рамках которого планировалась организация отечественного производства некоторых видов вооружения и военной техники, строительство новых объектов хранения боеприпасов и т.д. Помогла ли реализация нацпроекта развитию оборонно-промышленного комплекса?

- У нас за это время увеличился объем производства в ОПК, были запущены новые предприятия. К примеру, начала развиваться сфера производства беспилотников.

Хочу отметить, что большую помощь в развитии оборонной промышленности может и должен оказать бизнес, то есть частные предприниматели, поскольку они очень мобильны и быстро адаптируется в постоянно меняющихся условиях. Не нужно, чтобы государство строило заводы и управляло ими. Самое лучшее решение - это когда государство помогает в трансферте технологий, закупая их у крупных международных военно-промышленных корпораций, а внедрение этих технологий в стране должно быть за частным сектором. Самое главное, чтобы дальше частная инициатива могла бы давать решения, запросы на которые идут со стороны соответствующих наших структур, которые занимаются укреплением обороноспособности страны.

- Предприниматели всегда выступают драйвером развития той или иной отрасли. При этом бизнесмены идут туда, где можно заработать. Им нужно знать, что их продукция будет востребована, что есть, к примеру, соответствующий государственный заказ. Как в этом плане обстоят дела? Насколько я знаю, у того же Барысова были споры с Минобороны по поводу закупок для страны иностранных бронемашин.

- Да, некоторое недопонимание было у Барысова с оборонным ведомством. Но благодаря вмешательству президента страны, который начал разбираться в этой ситуации, как верховный главнокомандующий, вопрос решен. Сейчас в этом плане проблем нет никаких. Но существует все еще у некоторых чиновников мнение, что местные производители ни на что не способны и лучше купить у иностранцев. Хотя всегда нужно развивать местное производство. Мы остро ощутили важность этой аксиомы во время пандемии, когда выяснилось, что мы даже медицинские маски не производим. Если вы помните, тогда маски были в дефиците, а иностранные производители не захотели нам продавать их. К счастью, понимание этого вопроса сейчас есть, и мы можем сказать, что в принципе дело сдвинулось с мертвой точки. 

- На сколько сегодня отечественная оборонная промышленность обеспечивает потребности вооруженных сил страны?

- Сейчас на небольшой процент. Это вопрос к Министерству промышленности и строительства. Именно это ведомство должно озаботиться созданием реального отдельно стоящего оборонного комплекса. Почему бы министерству не дать запрос частному бизнесу, какое производство нам создавать. Выбор создания тех или иных производств в стране и закупка военных технологий - это компетенция государства. А строить заводы и внедрять эти технологии - дело частных предпринимателей. У нас есть прекрасные инженеры, и талантливые специалисты, обученные на отечественных вузах. Просто нужен диалог между Минпромом и производителями. Но с другой стороны, в ведомстве четко должны понимать, что стране нужно.

Понятно, что для такой большой страны, как наша, с таким маленьким населением, нужна современная мобильная, очень быстрая армия, способная защищать огромные территории малым количеством войск. Такие решения сегодня востребованы. Израилю, находящемуся в такой агрессивной среде, понадобилась огромная помощь США. У нас с соседями все нормально. Но с соседями всегда будет все нормально, только в том случае, если у нас будет сильная армия. А для этого мы должны иметь мощную оборонную промышленность.

- Насколько привлекательна оборонная отрасль для специалистов, как место работы?

- Очень привлекательна. Там очередь на работу. С другой стороны, есть опасность, что если предприятия, находящиеся в технологической зависимости от России, не обретут второе дыхание, то, конечно, мы можем потерять персонал. А что касается новых производств, то там все хорошо. 

И надо учитывать, что это лучшие квалификации страны, это лучшие инженеры. В конструкторском бюро компании «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» 100% работают казахстанские инженеры, которые делают бронированные машины, выдерживающие взрыв в 10 кг тротиловом эквиваленте, и защищающие от бронебойных пуль СВД, которые, например, тот же российский БТР прошивают насквозь. А теперь представьте себе, что этим инженерам дадут задание сделать трактор. Они его «на коленке» сделают. То есть те решения, которые применяются в этой машине, для гражданского сектора завтра могут стать прорывной технологией. И это реальность. И это действительно существует в Казахстане. Поэтому лучшие умы, лучшие инженеры, лучшие решения находятся в оборонке. Просто надо грамотно этим пользоваться и применять в жизни.

- Спасибо за интервью!

 

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

/category/news
Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
19 November
18 November