В этом месяце (августе) в прессе снова подняли тему, так называемого «тройственного газового союза» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном.
Инициатива по формированию трехстороннего сотрудничества между Казахстаном, Россией и Узбекистаном в газовой отрасли в ноябре 2022 года была озвучена со стороны РФ. «Вместе с тем, официальных предложений ни от российской, ни от узбекской сторон не поступало. Сотрудничество в газовой сфере с указанными странами проводится в двустороннем формате на основании взаимовыгодных партнерских отношений», - сообщило в понедельник, 14 августа Министерство энергетики РК.
При этом ведомство отметило, что газотранспортная система страны имеет свободные мощности для транзита российского газа в Узбекистан. Также между правительством РК и компанией «Газпром» подписан план мероприятий по организации работ по подготовке магистрального газопровода «Средняя Азия - Центр» (САЦ) к перекачке российского газ в Узбекистан. Подготовку казахстанского участка газопровода планируется завершить 1 октября.
«Сейчас мы индикативно обсуждаем объем транзита от 1,5 до 10 млрд куб. м газа. Там дальше можно будет умножить в зависимости от готовности узбекской энергосистемы, в зависимости от готовности российских коллег осуществить экспорт газа в необходимом объеме», - сказал 15 августа министр энергетики Алмасадам Саткалиев.
При этом озвученный объем кратно превышает ранее объявленный. В июне этого года компании «Газпром экспорт» и «UzGasTrade» подписали двухлетний контракт на поставку российского газа в Узбекистан. Тогда узбекское Минэнерго сообщило, что импорт составит 9 млн куб. м в сутки или 2,8 млрд куб. м в год.
Саткалиев говорит, что благодаря транзиту газа Казахстан получит дополнительные доходы и возможность модернизировать свою газопроводную систему. По его словам, поставки газа на внутренний рынок являются убыточными для национальной компании «QazaqGaz», а доходы от транзита позволят снизить нагрузку на предприятие и обеспечат относительно стабильный денежный доход для проведения ремонтов и реализации инвестиционной программы.
Министр не уточнил, о какой конкретно сумме доходов идет речь, и почему он назвал такой объем прокачки. Не исключено, что, по задумке правительства, часть газа будет поступать на казахстанский рынок. В феврале этого года в Мангистауской области состоялась символическая сварка первого стыка второй нитки газопровода «Бейнеу-Жанаозен». В QazaqGaz тогда отметили, что реализация проекта позволит стабильно обеспечивать газом населенные пункты и крупные предприятия региона. При этом предполагается, что газ будет поступать с САЦ.
Напомним, что газопровод «Средняя Азия-Центр» был построен в 1960-1988 годах для транспортировки газа из Туркменистана и Узбекистана в Россию. Протяженность казахстанского участка, который проходит по территории Мангистауской, Атырауской и Западно-Казахстанской областей - более 3,5 тыс. км, а пропускная способность - 54 млрд куб. м в год.
Газопроводом управляет АО «Интергаз Центральная Азия» (ИЦА), входящая в структуру QazaqGaz. В 2021 году для предприятия был утвержден тариф на 2022-2026 годы в размере около 5,3 тыс. тенге за 1 тыс. куб. м. Но этот тариф рассчитан на транспортировку газа при поставках на внутренний рынок. А стоимость прокачки транзитного газа определяется «на договорной основе с учетом затрат, связанных с предоставлением услуги, и прибыли, направляемой на капитальные вложения», согласно данным ИЦА. Как правило, услуги по транспортировке транзитных и экспортных объемов оплачиваются по более высокой ставке.
Туркменистан недоволен
Между тем, 11 августа в интервью российским СМИ представитель МИД РФ Дмитрий Биричевский заявил, что "тройственный газовый союз" России, Узбекистана и Казахстана может быть расширен за счет других стран.
«Не исключаем возможности расширения трехстороннего взаимодействия в газовой сфере. Знаем, что интерес к нему проявляют и другие государства. Мы открыты к подобному сотрудничеству при том понимании, что оно должно быть взаимовыгодным и конструктивным, учитывающим позиции всех участников», - сказал он.
Это заявление не понравилось Туркменистану, другому крупному производителю природного газа в регионе. Зампред правления концерна «Туркменгаз» Мырад Арчаев справедливо задается вопросом: о каких «возможностях расширения» идет речь, какие «другие государства» проявляют к ним интерес, что, в принципе, стоит за «трехсторонним взаимодействием» в газовой сфере? «Обтекаемость формулировок, использованных российским дипломатом, не дает на них ответы. А ясность здесь требуется полная, поскольку затрагиваются интересы других государств, в том числе Туркменистана», - отмечает он.
Туркменистан, Казахстан, Узбекистан экспортируют природный газ по трубопроводу «Туркменистан - Китай» (он же «Центральная Азия - Китай»). Слова представителя внешнеполитического ведомства РФ можно расценить как попытку пригласить в «газовый союз» Туркменистан или Китай, чтобы иметь возможность экспортировать свой газ в КНР через этот газопровод. Ранее в российской прессе высказывалось мнение, что РФ могла бы экспортировать свой газ вместо Казахстана и Узбекистана, которые не выполняют свои квоты по поставкам. К примеру, в прошлом году Казахстан экспортировал в КНР 4,6 млрд куб. м, хотя имеет договоренность на 10 млрд.
Но такой расклад не устраивает Туркменистан. Представитель Туркменгаза заявил, что в их планы не входят расширение состава участников проекта газопровода «Туркменистан - Китай» и заполнение его газом из других стран. Из общего согласованного объема поставок, составляющего 55 млрд куб. м в год, 40 млрд законтрактованы Туркменистаном, а остальные обеспечиваются Узбекистаном и Казахстаном.
Для газификации
Казахстанское правительство рассматривает импорт российского газа также в качестве одного из вариантов для газификации северных и восточных регионов республики. Регион, по оценке Минэнерго, ежегодно будет потреблять от 2 до 4 млрд куб. м газа в год. Чтобы обеспечить его в долгосрочной перспективе изучается возможность строительства газопровода из России мощностью 10 млрд куб. м, который может проложен с выходом на китайский рынок.
Поставлять газ на север и восток можно было бы из западных регионов страны. Но для этого нужно прокладывать газопровод. К тому же, с 2017 по 2021 годы потребление газа в стране выросло на 4,8 млрд куб. м - с 13,8 до 18,6 млрд куб. м. А его производство за этот же период. наоборот, снизилось на 1,6 млрд куб. м - с 31 до 29,4 млрд куб. м. И, если верить данным Минэнерго, уже в этот отопительный сезон могут быть проблемы с поставками газа на внутренний рынок, а к 2025 году возможен его дефицит и зависимость от импортных ресурсов.
Ситуация складывается удобно для российского Газпрома. В газете «Коммерсант» подсчитали, что в условиях отказа европейских покупателей от российского газа в 2023 году объем свободных производственных мощностей компании может составить до 150 млрд куб. м. Эти объемы могут быть сокращены или перенаправлены на другие рынки. Поскольку речь идет не о сжиженном природном газе (СПГ), а о трубопроводном, то быстро найти экспортные направления не получится. Вариант с поставками тех небольших объемов газа в Казахстан и Узбекистан, конечно, не решают полностью проблему. Но в этом видится желание РФ пробиться таким образом на более крупный китайский рынок.
Судя по мнению Минэнерго, транзит и импорт российского газа принесет пользу экономике Казахстана. Но здесь надо учитывать моральную и политическую сторону вопроса. Крупнейшие европейские потребители отказались от российского газа после военной агрессии России против Украины. К тому же любые политико-экономические объединения налагают определенные обязательства. Если будет создан газовый союз с РФ, то какие риски это несет для республики? Не будет ли он таким же, как Таможенный союз, который, как считают эксперты, оказался очень невыгодным Казахстану?
Дулат Тасымов
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.