В Талдыкоргане состоялось заседание постоянной комиссии по вопросам сельского хозяйства, земельных отношений, ветеринарии и экологии, на котором рассматривались вопросы деятельности организаций, оказывающих финансовую поддержку в сфере сельского хозяйства, а также исполнение работ в рамках программы льготного кредитования «Ауыл аманаты».
В ходе заседания было отмечено, что в прошлом году на финансирование сельского хозяйства области было выделено и освоено 33,8 млрд тенге, из которых 27,2 млрд тенге (80,5%) составляют субсидии. В период с января по сентябрь текущего года общий объем сельскохозяйственной продукции составил 293,7 млрд тенге.
В прошлом году в рамках программы «Ауыл аманаты» было выдано 3,2 млрд тенге 535 жителям сельской местности, из которых 2,9 млрд тенге (92,7%) были направлены на развитие животноводства, что позволило приобрести 10495 голов скота. Также было поддержано 38 проектов в других сферах бизнеса на сумму 256,6 млн тенге.
В текущем году в рамках программы из республиканского бюджета выделено более 2,8 млрд тенге, одобрено более 340 кредитов. Однако, финансовые средства заемщикам по сей день не выданы, что также усложняет дальнейшее подтверждение целевого направления займа, так как цены на приобретение скота, а также оборудования сельскохозяйственной коммерческой спецтехники выросли.
В рамках обсуждения программы «Ауыл аманаты» Палата предпринимателей области Жетісу подняла несколько важных вопросов, касающихся изменений в Правилах программы программы микрокредитования в сельских населенных пунктах и малых городах 2023 года. Одним из ключевых моментов стали неопределенности, связанные с обязательствами по созданию постоянных рабочих мест и условиями приобретения техники.
Так, в Правилах прошлого года не было пункта о необходимости создания постоянных рабочих мест, что вызывает вопросы у заемщиков. Но согласно Приказа и.о. Министра сельского хозяйства от 20 декабря прошлого года за №443 вышеуказанные изменения были включены, что также создает резонанс среди населения, которое хотело бы начать свой бизнес.
Пример: если заемщик покупает 8-10 коров на разведение, возникает вопрос - какое постоянное рабочее место он должен создать? Или если заемщик, имеющий категорию на вождение сельхозтехники, приобретает трактор, то что подразумевается под созданием постоянного рабочего места, кроме самого руководителя ИП? Ведь он может работать на технике самостоятельно, и вопрос о дополнительном персонале также остается открытым.
«Эти моменты требуют разъяснений и возможных изменений в Правилах программы, чтобы учесть специфику сельского хозяйства и малого бизнеса», — отметил руководитель отдела по развитию малого предпринимательства Палаты предпринимателей Бекмурат Мусахан.
Другим важным вопросом стало требование приобретать только новую и не использованную сельскохозяйственную, коммерческую и спецтехнику. В 2023 году это требование также не было прописано в правилах, что создает трудности у заемщиков, так как разница в цене на новую и подержанную технику значительная. Касательно данного вопроса предлагается ввести годовую разбивку по производителям техники в зависимости от ее возраста. Такой подход позволит заемщикам выбирать более доступную технику, при этом не снижая качество и эффективность ее использования.
Еще одним неясным моментом является требование, связанное с местом ведения бизнеса заемщика. На практике возникает ситуация, когда заемщик зарегистрирован в одном районе, а ведет бизнес в другом.
«Пример - заемщик имеет прописку в Коксуском районе, однако место его бизнеса - фазенда, расположена в Каратальском районе. В связи с Правилами программы, где прописка заемщика должна быть в сельской местности не менее 12 месяцев, он не может изменить свою прописку и зарегистрировать место ведения бизнеса в другом районе. Это связано с тем, что согласно действующим Правилам, подтверждение факта постоянного проживания в конкретном районе в течение 12 месяцев невозможно ни одним органом - ни бумажно, ни электронно», — рассказывает Бекмурат Мусахан.
Это создает дополнительные трудности для тех, кто зарегистрирован в одном районе, но ведет деятельность в другом. В таких случаях заемщики сталкиваются с невозможностью получить поддержку по программе, так как не могут подтвердить требования по прописке.
Соответственно, было предложено ввести необходимые изменения в Правилах программы, чтобы учесть подобные ситуации и предложить более гибкие условия для заемщиков, которые ведут деятельность в одном районе, но прописаны в другом. Это может быть, например, упрощение процедуры подтверждения факта проживания и ведения бизнеса, либо возможность предоставления поддержки на основе других подтверждающих документов.
В ходе обсуждения предложений по изменениям в Правилах программы «Ауыл аманаты», депутаты областного Маслихата выразили поддержку инициативам Палаты предпринимателей области Жетісу.
«Поддержка депутатов подтверждает, что в рамках программы необходимо учитывать реальные потребности бизнеса, улучшать условия для сельских предпринимателей и обеспечивать доступность государственной поддержки», — подытожил директор Палаты предпринимателей области Жетісу Даурен Оналбаев .