Какие изменения ждут рынок ГСМ Казахстана

Республика планирует реформировать отрасль

Фото: anpz.kz

Алматы. 13 января. NewsHub - В Казахстане растет производство и потребление нефтепродуктов. Временами происходит нехватка топлива, что влияет на его стоимость. За прошедший год цена на бензин марки АИ-96 выросла на 1,8%, на дизельное топливо - на 14,2%.

Есть несколько причин дефицита топлива и последующего роста его стоимости. Во-первых, это происходит потому что потребление внутри республики растет. К примеру, к 1 ноября 2022 года количество зарегистрированных в стране легковых автомобилей достигло 4,4 млн единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом 15,7%. Во-вторых, по словам представителей АЗС, последние годы потребление растет в основном за счет высокого спроса в областях, граничащих с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном. Это происходит из-за транзитной заправки тяжелогрузовых автомобилей из этих стран, не исключается также возможность контрабандного вывоза дизтоплива. Всему этому способствует диспаритет цен на топливо с приграничными странами.

Розничные продавцы отмечают, что в Казахстане стоимость дизтоплива в 1,5 раза дешевле, чем в России. К примеру, в августе цены на этот вид топлива на российских АЗС составляли 429 тенге за литр, в казахстанских - 238 тенге. В результате более дешевое в цене казахстанское топливо «утекает» в приграничные регионы соседних стран.

Правительство ввело запрет на экспорт ГСМ, регулирует оптовые цены на АИ-80, 92-93 и летнее дизтопливо, дифференцированные цены на дизтопливо для транзитного транспорта. Но, как видно, это не совсем спасает ситуацию. По некоторым данным, за год незаконно вывозится около 200 тыс. тонн топлива.

Другими мерами для улучшения ситуации должны стать реформа рынка нефтепродуктов и увеличение производства.

В частности, меняется структура поставок и переработки нефти. Согласно поправкам Министерства энергетики РК, теперь поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы смогут осуществлять только компании, которые имеют 50% долю в нефтедобывающем предприятии. И в самом этом поставщике 50% доли должна принадлежать нефтяной компании. То есть сдавать нефть на казахстанские НПЗ могут только добывающие компании или их дочерние, аффилированные или совместные предприятия. Если добывающая компания не хочет создавать такое предприятие, она вправе просто продать свою нефть заводу, который ее переработает и реализует далее на рынке. При этом оптовые поставки нефтепродуктов разрешается только лицам, обладающим нефтебазы на праве собственности или аренды. То есть идея заключает в том, чтобы исключить посредников, которые и поднимают стоимость топлива.

Должна помочь и цифровизация отрасли. В прошлом году запущена система учета нефтепродуктов, для контроля за его реализацией. Приняты поправки по обязательному оснащению приборами учета нефтебаз с 2024 года.

Шымкент - первый

В Казахстане на сегодняшний день есть три действующих крупных НПЗ: Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Сейчас для увеличения производства планируется расширить мощности Шымкентского НПЗ - с 6 млн тонн до 9 млн тонн. Уже начато базовое проектирование. На реализацию проекта может потребоваться 3-4 года.

В перспективе завод может быть расширен до 12 млн тонн в год. Именно на такую мощность рассчитана была территория предприятия при его строительстве.

Собственником ШНПЗ является ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс», 49,72% доли в котором принадлежит национальной компании «КазМунайГаз». Остальная часть во владении компании «ПетроКазахстан Инк.», которая в свою очередь является совместным предприятием китайской CNPC E&D (67%) и казахстанской АО «РД «КазМунайГаз» (33%).

Стороны пока не сообщают о стоимости модернизации. Предыдущая реконструкция завода, завершившаяся в 2018 года, которая позволила повысить качество выпускаемого топлива до стандартов К-5, стоила $1,8 млрд.

Еще одним запасным вариантом увеличения производства, по сведениям министра энергетики Болата Акчулакова, является расширение мощностей Павлодарского нефтехимического завода. Сегодня завод способен перерабатывать до 6 млн тонн нефти в год. Но предприятие в свое время было спроектировано так, что его мощности можно увеличить до 12 млн тонн. То есть оно располагает местом для размещения дополнительных мощностей по переработке.

Министр отметил, что республике в первую очередь нужно обеспечить достаточное количество авиационного керосина и дизтоплива.

В Казахстане в прошедшем году было переработано рекордное количество нефти - 18 млн тонн или на 5,8% больше, чем в 2021 году. Было выпущено 13,7 млн тонн нефтепродуктов - на 7,8% больше, чем годом ранее.

В частности, производство бензина достигло 5 млн тонн (рост на 4,1%), дизтоплива - 5,2 млн тонн (+6,1%), авиатоплива - 0,66 млн тонн (+12,6%), мазута - 2,8 млн тонн (+16,6%).

При этом, по данным телеграм-канала Oilgasinfo, в Казахстан с января по сентябрь 2022 года было импортировано нефтепродуктов на $544,8 млн.

Топ-10 поставщиков нефтепродуктов в республику выглядит следующим образом: 
1. Россия - 257 049 тонн, на $274,4 млн. 
2. Бельгия - 7 953 тонн - $21,2 млн 
3. Турция - 6 198 тонн - $20,2 млн 
4. Германия - 4 802 тонн - $19,8 млн 
5. Южная Корея - 5 923 тонн - $14,2 млн 
6. Кыргызстан - 12 914 тонн - $11,7 млн 
7. Финляндия - 3 129 тонн - $11,7 млн 
8. Франция - 4 302 тонн - $11,2 млн 
9. Нидерланды - 2 203 тонн - $6,3 млн 
10. Япония - 1 461 тонн - $5,4 млн. 
 

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Follow News

Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter