Казахстан создает морской флот для перевозки нефти

Республика привлекает компанию из Объединенных Арабских Эмиратов для создания береговой и портовой инфраструктуры на Каспийском и Черном морях, чтобы диверсифицировать поставки казахстанской нефти на...

Фото: kmtf.kz

На минувшей неделе в Абу-Даби прошел инвестиционный круглый стол Казахстан - ОАЭ. Одним из важных событий этого форума для казахстанской нефтегазовой отрасли стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве между национальной компанией "КазМунайГаз" и компанией Abu Dhabi Ports Group.

Стороны договорились совместно развивать флот и создать береговую и портовую инфраструктуру на Каспийском и Черном морях.

«Это поможет диверсифицировать и нарастить поставки казахстанской нефти на мировой рынок. Стороны вместе создадут флот судов с малой осадкой для обслуживания морских нефтяных месторождений на Каспии, а также танкерный флот для экспорта нефти из порта Актау в Азербайджан», - сообщил фонд «Самрук-Казына», контролирующий КМГ.

Кого приглашают

В декабре прошлого года AD Ports Group подписала с национальным морским перевозчиком «Казмортрансфлот» (КМТФ) соглашение о создании совместного предприятия по оказанию логистических услуг энергетическим компаниям в Каспийском море. В создаваемом предприятии AD Ports Group получит 51%, КМТФ - 49%.

Совместное предприятие с возможностью инвестиций сможет предложить операторам различные услуги, в том числе морские суда снабжения, интегрированные решения по морской логистике и подводным операциям, услуги по фидерным контейнерным перевозкам, транспортировке грузов и нефти в Каспийском и Черном морях. СП примет участие в тендере по ряду конкретных проектов стоимостью более $780 млн, сообщила тогда компания.

Также стороны подписали соглашение сроком на 7 лет об объединении тоннажа танкерного флота. Ожидается, что флот КМТФ будет работать вместе с имеющимся танкером типа Aframax группы компаний Safeen. В перспективе будут приобретены дополнительные суда. Цель состоит в том, чтобы в среднесрочной перспективе морские перевозки нефти достигли 8-10 млн тонн в год.

AD Ports Group создана в 2006 году, работает в сфере логистики, владеет портовой инфраструктурой, судоходным и бункерованным бизнесом, управляет свободными экономическими зонами. Оперирует 10 терминалами в ОАЭ. В 2021 году, согласно данным Fitch Ratings, выручка компании составила $1,1 млрд, увеличившись на 14% по сравнению с предыдущим годом.

Казмортрансфлот создан в декабре 1998 года, единственном участником является КМГ. В состав активов КМТФ входят: нефтеналивные танкеры «Астана», «Алматы» и «Актау» (каждый дедвейтом 12 тыс. тонн), танкеры типа «Афрамакс» - «Алатау» и «Алтай» (дедвейтом 115 тыс. тонн), флот поддержки морских операций - восемь барж-площадок грузоподъемностью по 3,6 тыс. тонн, три судна класса MCV - «Барыс», «Беркут» и «Сункар» грузоподъемностью по 5,2 тыс. тонн, три буксира - «Талас», «Эмба» и «Иргиз».

Основные маршруты морской транспортировки нефти КМТФ в акваториях Каспийского, Черного и Средиземного морей. Общий объем морской транспортировки нефти в 2021 году превысил 9,8 млн тонн.

Другие маршруты

Казахстан особенно ярко ощутил нехватку морского флота и альтернативных маршрутов экспорта нефти в 2022 году, когда КТК - основной (80%) экспортный трубопровод - несколько раз останавливался, подвергался нападкам со стороны контролирующих государственных органов России.

В июле на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала страны президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что важной задачей является диверсификация поставок нефти, назвав приоритетным направлением Транскаспийский маршрут. Тогда он поручил КМГ проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта.

На сегодня инфраструктура порта Актау позволяет в год переваливать около 5,5 млн тонн нефти. При снятии административных барьеров, таких как досмотр, таможенная очистка и т.д., мощности порта можно довести до 7,5 млн тонн. Чтобы нарастить объемы транспортировки нужны и танкеры. В этом году республика планирует отгрузить через Азербайджан по нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» 1,5 млн тонн нефти, но имеет возможность увеличить их до 6-6,5 млн тонн. Также есть трубопровод «Баку-Супса», выходящий на грузинский порт на побережье Черного моря.

Возможно, AD Ports Group привлекается как оператор морских портов и перевозчик нефти. Основной объем инвестиций, скорее всего, будет привлечен за счет займов международных финансовых институтов, в том числе и европейских, которые заинтересованы в бесперебойных поставках казахстанской нефти.

В ноябре прошлого года посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм на встрече с журналистами сообщил, что американские энергетические компании активно обсуждают с правительством Казахстана вопрос, связанный с поиском альтернативных путей для экспорта казахстанской нефти.

Кроме того, западные правительства и инвесторы намерены инициировать переговоры о строительстве одного или нескольких Транскаспийских трубопроводов. В этой связи западные страны интересуются мнением Туркменистана, Казахстана и Узбекистана об интеграции их инфраструктур. Об этом сообщил ведущий аналитик Международного налогового и инвестиционного центра Уэсли Александер Хилл. По его словам, инициированное летом 2022 года лидерами G-7 «Партнерство в области глобальной инфраструктуры и инвестиций», предусматривает привлечение $600 млрд, включая инвестиции в страны Центральной Азии, сообщает telegram-канал Oilgasinfo.

В ноябре президент Токаев заявил, что до 2025 года Казахстан планирует привлечь $20 млрд инвестиций на диверсификацию транспортных маршрутов и развитие логистики.

Не исключено, что будет возобновлена реализация проекта Казахстанско-Каспийской системы транспортировки. Она предусматривала прокачку нефти в направлении портов Актау и Курык, далее по Каспийскому морю и врезкой в систему нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Мощность системы может быть доведена до 30 млн тонн нефти в год.

В этом году оператор КТК заявил, что система готова увечить прокачку казахстанской нефти по нефтепроводу с 55 млн до 72 млн тонн в год. На данный момент такая пропускная способность полностью удовлетворяет потребности казахстанских грузоотправителей. Однако, с ростом производства на Кашагане и началом добычи на других морских месторождениях могут понадобиться дополнительные объемы для прокачки экспортной нефти. Возможно, к тому времени транскаспийский маршрут будет полностью готов к эксплуататации.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Follow News

Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter