Председатель Atomic Industry Development Association Алдияр Токтаров представил результаты фактчекинга мифов об «атомке».
«Мы с командой решили провести фактчекинг самых тиражируемых мифов об атомке – первые из результатов представляю ниже: Начнем с самого живого обсуждения – влияние на здоровье и экологию. Согласно нескольким исследованиям, проведенным в период с 2006 по 2017 года, а особенно обращая внимание на исследование Политехнического университета Лозанны (EPFL), ядерная энергетика имеет самый низкий уровень смертности на единицу произведенной энергии среди всех видов энергетики - на 1 ТВт/ч выработанной на АЭС энергии приходится 0.03 смертей (показатель для ТЭЦ на буром угле - 24.6). По данному показателю АЭС даже обходят ВЭС и ГЭС», - пишет Токтаров.
Он отметил, что часто приводятся доводы об известных авариях как о доказательстве опасности ядерной энергетики. Однако, после аварий на Чернобыльской АЭС и Фукусиме-Даичи, страны, использующие ядерную энергетику, пересмотрели свои подходы к безопасности и внедрили дополнительные меры защиты от внешних угроз, таких как землетрясения и цунами.
«В результате, современные АЭС способны выдержать самые экстремальные внешние воздействия, а влияние человеческого фактора на современных АЭС также сведено к минимуму из-за пассивных систем безопасности, опирающихся на законы физики. К примеру, если что-то идет не так в ядре, то графитовые стержни под воздействием гравитации опускаются в активную зону (то бишь падают) и гасят там всю ядерную реакцию. Нельзя говорить про неуязвимость АЭС, но совершенно неуязвимых объектов - особенно промышленных - я в мире не знаю», - говорится в публикации.
Токтаров добавил, что в мировой практике крупных промышленных предприятий есть такое понятие – lessons learnt, то есть извлеченные из инцидентов уроки.
«Могу утверждать, что в атомке уроки усваиваются очень крепко. Кто-то утверждает, что загрузка свежего топлива приводит к внезапным выбросам радиации, основаны на ложных данных. Альфа-излучение обоих изотопов урана, встречающихся в топливе, а также слабое бета- и гамма-излучение их короткоживущих дочерних нуклидов, практически полностью поглощаются в оболочке, исключая воздействие на окружающую среду. Я держал в руках таблетки из обогащенного урана – если не глотать, нет в них опасности для здоровья. Отработавшее топливо, в свою очередь идет в двух направлениях – либо хранится на специально подготовленных площадках (а при строительстве АЭС они обязательно проектируются на территории самой станции), либо после его охлаждения отправляются на переработку, из которого потом снова производят топливо для реакторов. Интересный кейс – в Казахстане работал реактор БН-у350, из которого выходило еще больше топлива чем в него загружалось. Чистая алхимия. Противники атомной энергетики часто ссылаются на исследование KIKK, проведенное в Германии, где сообщается о повышенном риске заболеваемости лейкемией у детей, проживающих в радиусе 5 километров от АЭС. Но это исследование дискредитировало себя из-за своих ограничений в установлении причинно-следственной связи при проведении анализа (читай: манипулирование информацией)», - пишет Токтаров.
Он также добавил, что Германская комиссия по радиационной защите (SSK) опубликовала отчет, в котором подчеркивается, что результаты исследования KIKK не подтверждают наличие причинной связи между радиацией от АЭС и заболеваемостью лейкемией.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.