Нефтехранилище помогло бы Казахстану при перебоях с экспортом

Периодическая остановка КТК показывает, что нужно иметь резервуары, куда можно закачивать сырье, не останавливая добычу

Фото: pixabay.com

Алматы. 27 августа. NewsHub - Согласно стратегии развития «Казахстан 2050», озвученной в 2012 году, в интересах будущего нации и безопасности государства нужно создать стратегический «резерв» углеводородного сырья, который станет фундаментом энергетической безопасности страны. Это стало еще более актуальным в наши дни, особенно с учетом ограничений добычи нефти в рамках ОПЕК+, пандемией Covid-19 и значительной волатильностью рынков нефти и нефтепродуктов.

В этих условиях задачи, решаемые с помощью крупных подземных хранилищ, а именно накопление необходимых резервов для покрытия отдельных пиковых колебаний существующих трубопроводных систем для защиты стратегических резервов и обеспечение бесперебойной и ритмичной работы объектов добычи, переработки, транспорта нефти и конденсата, становятся еще более актуальными. Очевидно, что емкость и надежность системы хранения углеводородов занимает очень высокочувствительное место в надёжности отрасли.

Где можно построить

Применительно к Казахстану, текущее и дальнейшее развитие всех основных месторождений нефти и газа с учетом ограничений Каспийской трубопроводной системы и морских портов России в Черном море, а также необходимость политической диверсификации, подталкивают республику с его зарубежными партнерами к разработке проекта транспортировки сырой нефти. Был разработан проект транспортировки нефти и конденсата из Ескене в морской порт Курык как основной хаб для сырой нефти в западной части страны. Новая транспортная система должна соединить Казахстан через Баку (Азербайджан) и морские порты в Черном и Средиземном морях с рынком Европы.

Утвержденный план организации стабильных поставок нефти по этому маршруту полагал, что вблизи морского порта Курык будет построена группа крупногабаритных нефтехранилищ общей мощностью примерно 500 тыс. куб. метров.  Ориентировочная стоимость строительства этих хранилищ с насосной станцией и железнодорожным сообщением составляет около в $2,5 млрд. Мы предлагаем улучшить эту дорогостоящую часть проекта путем строительства, практически в том же районе, специального уникального подземного хранилища мощностью около 1,3 млн тонн (около 1,5 млн куб. м) сырой нефти.

Мы исследовали указанный выше район и обнаружили старую заброшенную подземную солевую шахту, в которой до 1989 года добывали руду борат для химической промышленности СССР. Шахты выгодно расположены между крупными месторождениями Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, а также вблизи крупных экспортных трубопроводов Атырау - Самара и Каспийского трубопроводного консорциума (Карачаганак-КТК). (рисунок 1).

Шахты на глубине 300 м уникальны и идеально подходят для хранения нефти и нефтепродуктов, не содержат включений полезных ископаемых, ухудшающих качество хранимого продукта. Геотехнические свойства хранилища обеспечивают его долгосрочную эксплуатацию. Шахты были построены в советское время в форме туннелей диаметром около 5-6 м и суммарной длиной около 28000 м.

Рабочие объемы шахт после реконструкции обеспечат хранение более 1,3 млн тонн нефти или других нефтепродуктов. Состояние и состав горных пород в стенах тоннелей обеспечат уникальные физические условия для удержания сырой нефти в шахте практически без каких-либо утечек.

Предлагаемый проект концептуально близок к подземному хранилищу сырой нефти, построенного в Сингапуре несколько лет назад с нуля под морем, а также к подземным хранилищам в солевых отложениях вдоль Мексиканского залива.

В связи с высокой технологической стабильностью вышеуказанных подземных шахт, стоимость предполагаемого переоборудования шахт в современное нефтехранилище будет финансово несравненно меньше.

Емкость рассматриваемого варианта хранилища способна исключить любые многообразные технологические потери при транспортировке и хранении нефти с учетом среднесуточной добычи нефти и конденсата с таких крупных месторождений, как Тенгиз - на 13 дней, Карачаганак - на 13 дней и Кашаган - на 14 дней. Вариабельность технологических режимов даст дополнительную возможность отделения конденсата от нефти Тенгиза или конденсата Карачаганака.

Какая польза

Мы уверены, что включение проекта строительства подземных хранилищ нефти с расчетной стоимостью около $370 млн принесет многообещающие возможности в нефтяную инфраструктуру Казахстана. Строительство подземного хранилища нефти будет осуществляться в солевой шахте с уникальными геотехническими параметрами. При этом физический объем подземного хранилища позволит хранить там более 1 млн куб. м сырой нефти или конденсата. Географическое положение подземного хранилища точно соответствует текущим планам развития нефтедобывающей отрасли Казахстана.

Замена дорогостоящих наземных хранилищ подземным хранилищем позволит резко повысить надежность нефтегазовой системы республики, с исключением узких мест в системе «добыча - первичная переработка-транспортировка-хранение», т. к. даже в случае аварии на КТК, данный комплекс сможет поддержать технологический режим эксплуатации крупных месторождений около 20 дней.

В хранилище будет организовано раздельное хранение конденсата и сырой нефти с минимальными затратами на переключение режима хранения с одного продукта на другой.

Транспортировка нефти может осуществляться не только по КТК, но и по железнодорожным и морским маршрутам через каспийские порты Баутино, Актау и Курык, железнодорожным маршрутам в Китай, Корею и другие страны Азии. Казахстанский порт Курык может стать транспортным узлом между странами Средиземноморского бассейна, Кавказа и Турции с одной стороны и нефтяными странами Евразийской зоны (Россия, Казахстан, Азербайджан).

Россия, Иран, Саудовская Аравия, Катар и другие нефтегазовые державы не имеют проектов такого рода. Такой инновационный проект принесет стране новые уникальные технологии и экспертизу, обогащая позиции Казахстана на мировом нефтяном рынке.

Новая транспортная структура в Казахстане, не являющегося постоянным членом ОПЕК, сможет гибко реагировать на возможные требования об ограничении добычи нефти со стороны России и стран ОПЕК в связи с прогнозируемым ростом мощностей Кашаган и будущим расширением добычи на Карачаганаке и Тенгизе.

В дополнение к изложенному выше, мы провели презентации проекта крупным финансовым структурам и при условии поддержки со стороны правительства Казахстана и нефтедобывающих компаний страны, мы ответственно подтверждаем, что сумеем привлечь необходимые финансовые средства и организационно-технический менеджмент для реализации проекта в кратчайшие сроки.

Асылбек Доспаев, инженер (Казахстан),

Виктор Горовиц, доктор технических наук, Gorbo Capital Group, Inc. (США)