

До введения нового Налогового кодекса (НК) с 01 января 2026 года в течение трех лет проходило широкое обсуждение его проекта, предложенное Правительством в лице Министерства национальной экономики (МНЭ), Министерством финансов (МФ) с подачи Комитета государственных доходов (КГД).
Бизнес страны активно принимал участие, были созданы рабочие группы по обсуждению, изменению, исключению и доработки многих норм. В сентябре 2024 года Президент Казахстана в послании народу Казахстана озвучил некоторые направления налоговой реформы и отметил «необходимость создания более доверительных отношений между государством и налогоплательщиками»:
-Принципиально новое налоговой администрирование;
-Отказ от карательного подхода;
-Оптимизация специальных налоговых режимом (СНР);
-Дифференциация ставок индивидуального и корпоративного подоходного налогов (ИПН/КПН);
-Повышение эффективности налоговых льгот и т.д.
Таким образом, для его доработки спорных норм предполагаемый ввод НК перенесли с 1 января 2025 года на 2026 год. Появился июньский вариант, после июльский и окончательный сентябрьский вариант.
В частности, для малого бизнеса и микропредпринимательства, крестьянско-фермерских хозяйств условия ведения бизнеса и налогового администрирования понятные и приемлемые. По «упрощенке» увеличен порог оборота до 2,5млрд.тенге, появилась возможность уменьшения ставки ИПН с 4-х до 2%, отменена плата за пользование отдельными видами деятельности, при выявлении ошибок по расчету дохода дается время на устранение и корректировку, т.е. переход на сервисное обслуживание и т.д..
По некоторым прогнозам экспертов и самих предпринимателей с вводом нового НК будет неизбежен отток бизнеса в соседние страны, в связи более мягкими условиями его ведения, низкими ставками и поддержкой инвестиций. И судя по данным статистики приграничных стран там действительно идет рост количества малых и средних предприятий в 2025 году, но рост доли именно казахстанского бизнеса незначительна. Новостные каналы СМИ запестрили сообщениями о, якобы, повальной релокации казахстанского бизнеса, но практически не было никаких подтверждающих фактов, одни домыслы и слухи. Возможно на это повлияло заявление Вице-министра МНЭ А. Амрина на брифинге в Астане по итогам заседания правительства, где он заявил, что новый НК, вступающий в силу с 1 января 2026 года, может повлечь закрытие около 300 тысяч компаний. Но здесь имелась ввиду введенная норма по запрету на вычеты при работе крупного бизнеса с средним и малым, работающим на упрощенном режиме, а также тема дробления бизнеса. Вопрос по вычетам считаю должен решиться до окончания первого квартала после критики президента на январском Национальном курултае.
Любое изменение в законодательстве, особенно по предпринимательству, вызывает неприятие, тревогу и панику. Но как говорится в поговорке – «Там хорошо, где нас нет». На сегодняшний день также нет точной информации о количестве компаний, покинувших Казахстан именно с 1 января 2026 года, так как НК только вступил в силу и какие то данные будут известны только после окончания первого квартала и обработки отчетностей.
Сейчас же предприниматели адаптируются к новым условиям ведения бизнеса, активно занимаются не закрытием, а вернее сказать оптимизацией, просчетом экономики и переходом на новые налоговые режимы.
Председатель Совета торговли при Палате предпринимателей области Жетісу, председатель Ассоциации предпринимателей «Вместе мы сила» Эдиль Казакпаев