Мировые цены на нефть продолжают расти с начала года после того как участники группы ОПЕК+ обещали увеличить объемы сокращения добычи. В апреле цены держатся в среднем уже на уровне $90 за баррель. При этом ужесточение конфликта на Ближнем Востоке может повысить стоимость углеводородов до $130 за баррель, как это было в 2022 году, когда Россия напала на Украину.
В свою очередь повышение цен на нефть, экспорт которой приносит львиную долю доходов республики, может положительно отразиться на пополняемость казахстанской казны. В прошлом году выручка страны от экспорта нефти сократилась на 9,7% по сравнению с предыдущим годом. При том, что объемы продаж за рубеж были значительно выше.
Иран vs Израиль
В ночь с 13-го на 14-е апреля Иран атаковал Израиль по воздуху, запустив в общей сложности около 300 дронов-камикадзе, крылатых и баллистических ракет. Как заявили иранские власти, это был ответ исламской республики на атаку израильтян на консульство Ирана в Сирии 1 апреля, в результате которой погибло семь иранских военнослужащих. В ходе обратного удара, по словам представителей Армии обороны Израиля, «подавляющее большинство» иранских беспилотников и ракет было перехвачено, только была «тяжело ранена шрапнелью» 10-летняя девочка, но других жертв нет.
Ожидается, что Израиль ответит на агрессию Ирана, атаковав военные и другие цели, но без человеческих жертв. Тем не менее, конфликт между двумя ближневосточными государства может иметь для мира экономические последствия. В частности, по прогнозу экспертов, любая атака на объекты добычи или экспорта нефти в Иране приведет к повышению цены на сырую нефть марки Brent до $100 за баррель. При этом, если конфликт разрастется до такой степени, что будет закрыт Ормузский пролив, то цены могут взлететь до $130, считает ряд международных экспертов.
В день иранской атаки цены на Brent на бирже поднялись до $90,50 за баррель. На следующий день они немного снизились, но сегодня днем сырье торгуется уже в районе $90,65 за баррель. При этом цены практически безостановочно растут с $87,42 за баррель, зафиксированных 1 апреля, когда израильтяне атаковали иранское консульство.
Иран является третьим по величине производителем нефти в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Однако исламское государство не участвует в сделке по сокращению нефти в рамках альянса ОПЕК+, которую на сегодняшний день подписали 18 стран - крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. По оценке Международного энергетического агентства, (МЭА), в марте Иран в среднем добывал 3,25 млн баррелей в сутки (б/с), что составляет примерно 3,2% от мирового производства.
Если же из-за военного конфликта будет закрыт проход по Ормузскому проливу (см. карту выше), который находится между Ираном и Оманом, то мировой рынок недополучит одну пятую часть ежедневной мировой добычи или около 21 млн б/с, согласно сведениям Управления информации Министерства энергетики США (EIA). Ормузский пролив соединяет Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем, и является самым важным нефтяным перевалочным пунктом в мире из-за больших объемов нефти, протекающей через него.
Спрос растет
При этом повышение цен на нефтяном рынке возможно не только из-за ирано-израильского конфликта, но и роста мирового спроса на нефть, в том числе со стороны Китая - крупнейшего потребителя и импортера углеводородного сырья, чья экономика постепенно восстанавливается после пандемии 2020 года. В 2023 году на долю КНР пришлось более трех четвертей глобального роста спроса или 1,7 млн б/с из 2,3 млн баррелей б/с. Однако, как прогнозирует МЭА, в этом году китайский прирост будет значительно ниже прошлогоднего - всего 540 тыс. баррелей в сутки. Тут надо отметить, что МЭА, созданное в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и представляющее интересы более 30 развитых стран, в основном импортеров нефти, практически всегда прогнозирует о снижении потребления нефти.
Так, в апрельском отчете о рынке нефти агентство сообщает, что рост мирового спроса на нефть в настоящее время замедляется и ожидается, что снизится до 1,2 млн б/с в этом году и до 1,1 млн б/с в 2025 году. Это, прежде всего, результат нормализации экономического роста после сбоев 2020-2023 годов, когда нефтяные рынки потрясла пандемия Covid-19, а затем глобальный энергетический кризис, спровоцированный вторжением России в Украину, отмечает МЭА.
При этом агентство сообщает, что в первом квартале этого года спрос на нефть вырос на 1,6 млн б/с.
За 2023 год мировой спрос на нефть вырос на 2,25 млн б/с, до 101,72 млн б/с.
Тогда как мировое предложение нефти за этот же период выросло на 1,9 млн б/с, до 102 млн б/с.
При этом страны, не входящие в альянс ОПЕК+, увеличили производство на 2,3 млн б/с, из них две трети пришлось на США. А поставки стран ОПЕК+ снизились на 390 тыс. б/с. Саудовская Аравия сократила добычу более, чем на 900 тыс. б/с.
То есть чем больше члены ОПЕК+, в том числе и Казахстан, сокращают добычу, тем больше страны, не входящие в картель, увеличивают ее производство.
МЭА прогнозирует, что в этом году мировая добыча вырастет на 770 тыс. б/с до 102,9 млн. Добыча в странах, не входящих в ОПЕК+, увеличится на 1,6 млн, тогда как предложение ОПЕК+ может упасть на 820 тыс. б/с, если добровольные сокращения останутся в силе, считает МЭА.
Обещали сдержать обещание
Минэнерго Казахстана 14 апреля сообщило, что в марте республика превысила свои обязательства на 131 тыс. б/с. «Это связано с климатическими условиями и продолжительностью отопительного сезона. Однако Казахстан продолжит прилагать все усилия для выполнения своих обязательств и компенсации перепроизводства в первом квартале», - отметило ведомство.
Ранее правительство продлило свои текущие обязательства до конца июня 2024 года, что предполагает уровень добычи не более 1,47 млн б/с. Однако, по данным МЭА, в марте добыча нефти в республике была на уровне 1,63 млн б/с, а в феврале - 1,62 млн, что превышает квоту на 0,16 млн б/с.
Казахстан не единственный участник ОПЕК+, превышающий квоту добычи. Объединенные Арабские Эмираты в течение предыдущих двух месяцев производили на 0,31 млн б/с больше утвержденных 2,91 млн б/с. На 0,26 млн б/с превысил обещанную норму Ирак, обязательства - 4 млн б/с.
В итоге общий показатель по всем 18 странам ОПЕК+ в феврале составил 34,77 б/с, в марте - 34,82 млн б/с, что на 0,5 млн б/с больше, согласованных квот.
Впрочем, цены в $90 за баррель устраивают многих участников картеля. Возможно, поэтому никто особо не протестует, когда выясняется, что некоторые члены альянса не выполняют взятые на себя обязательства.
Казахстан в прошлом году произвел около 90 млн тонн нефти, что почти на 7% или 6 млн тонн больше, чем годом ранее. Экспорт нефти и газового конденсата из республики вырос на 8,7% или на 5,7 млн тонн, до 70,5 млн тонн.
Но, несмотря на общий рост добычи и экспорта, доходы от продажи углеводородного сырья за рубеж сократились на 9,6% - с $46,8 млрд в 2022 году до 42,3 млрд в 2023-м. В первую очередь это было связано с паданием нефтяных цен - средняя стоимость нефти марки Brent в прошлом году была на уровне $82 за баррель, на $17 ниже, чем в предыдущем году.
Даже если цены в этом году будут в среднем на уровне $90 за баррель, то с учетом ожидаемого роста объемов экспорта нефти до 73-75 млн тонн, доходы республики от продаж углеводородного сырья могут приблизиться к показателям 2022 года.
Источник: NewsHub.kz
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.