Интервью. Мнения

Почему добыча нефти в Кызылординской области упала в три раза

28 Oct 2024, 13:25
5 mins read
2117
Почему добыча нефти в Кызылординской области упала в три раза
Источник фото: pixabay.com

В Кызылординской области добыча нефти продолжает сокращаться - за последние 10 лет она упала на 64%.

Если в 2013 году в регионе было произведено 11 млн тонн нефти, то в 2023 году - менее 4 млн тонн. По прогнозам национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» (КМГ), в этом году объём производства нефти снизится еще на 3%, до 3,6 млн тонн, что на 100 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году.

По сведениям КМГ, «добыча нефти в регионе продолжает сокращаться из-за истощения запасов на основных месторождениях». При этом, по мнению независимых нефтегазовых аналитиков, есть и другие причины, способствующие падению производства. Нефтегазовые месторождения являются не возобновляемыми источниками сырья. И падение добычи через определенный промежуток времени разработки является естественным, поскольку запасы уменьшаются. Но чтобы ресурсы не исчерпывались так быстро, необходимо эффективно эксплуатировать месторождения - проводить работы по увеличению коэффициента извлечения нефти (КИН), применяя соответствующие технологии. В Казахстане средний показатель КИН составляет 30%. То есть из 10 млн тонн запасов нефти месторождения извлекаются только 3 млн, остальное продолжает лежать под пластом. В других нефтедобывающих странах доля добытой нефти может достигать 55%.

Вопрос, почему так происходит, имеет комплексный ответ. Ряд экспертов полагает, что у нас нефтегазовые месторождения разрабатываются очень неэффективно, недропользователи добывают всю ту нефть, которая извлекается при минимальных затратах. А добыв легкодоступный объем нефти, инвестор возвращает месторождение обратно государству. 

Другие специалисты считают, что недропользователи не в состоянии эксплуатировать месторождения на поздних стадиях разработки, поскольку не имеют возможности и средств для дальнейшего поддержания полки добычи. Как выяснилось, власти заставляют большинство нефтяных компаний продавать около 50-70% добытой нефти внутри страны и по ценам, которые не покрывают расходов на производство. Предприятия выходят в плюс благодаря экспорту нефти, за счет которого не только покрывают убытки от поставок на внутренний рынок, но и получают определенную прибыль. Но эту прибыль они не инвестируют обратно в производство, а кладут себе в карман. С одной стороны, недропользователей можно понять - они должны вернуть свои вложенные деньги. В то же время, это демонстрирует неэффективность существующей формулы и правил разработки месторождений, а также расточительное отношение к ресурсам.

Есть надежда на Тургай

В Казахстане большинство нефтегазовых месторождений, кроме Тенгиза, Кашагана и Карачаганака, находятся на поздних стадиях разработки, и эксплуатируются они в основном казахстанскими частными добывающими компаниями.  

По данным на 2023 год, разрабатывалось 295 месторождений 104 нефтегазодобывающими предприятиями. При этом 65% от общей добычи нефти по стране или 58,6 млн от 89,9 млн тонн производится на трех крупных месторождениях - Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке. Однако операторы этих трех проектов освобождены от поставок на внутренний рынок, и всю добытую нефть отправляют на экспорт. Нагрузка по обеспечению казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) сырьем ложится на плечи остальных недропользователей, в том числе таких крупных компаний как КМГ и китайская CNPC, совместно или раздельно разрабатывающих ряд менее крупных месторождений.

В 2023 году всего было добыто 89,9 млн тонн нефти, 70,5 млн из них были отправлены на экспорт, а на внутренний рынок поставлено 17,5 млн тонн.

Если Атырауский НПЗ получает сырье с месторождений, расположенных в Атырауской и Мангистауской областях, а Павлодарский - из России, то Шымкентский завод обеспечивается в основном недропользователями, работающими в Кызылординской области, и частично Актюбинской. В последние годы добывающие компании Кызылординской области несколько раз публично или через депутатов в парламенте обращались в правительство с просьбой увеличить им квоту на экспорт нефти. Но власти отказали, объясняя это необходимостью обеспечить загрузку Шымкентского НПЗ. Поставлять нефть с месторождений, расположенных на западе страны, по железной дороге невыгодно, а свободного нефтепровода соответствующей мощности не было. Поэтому и попали в столь плачевное состояние кызылординские нефтекомпании.

Чтобы увеличить объемы нефти, КМГ планирует провести в регионе геологоразведочные работы, исследовать новые территории, и восполнить запасы нефти. В качестве основного партнера выбрана китайская CNPC.

28 октября в Кызылорде начался II технический семинар по перспективам геологоразведки и повышения нефтеотдачи на месторождениях. Глава КМГ Асхат Хасенов считает, что Южно-Торгайская нефтегазоносная область обладает значительным потенциалом для развития и требует углублённых исследований. Прогнозные ресурсы бассейна оцениваются в 3,2 млрд тонн.

«Наша основная задача - восполнение углеводородных запасов через детальное изучение палеозойских отложений на значительных глубинах. Эта сложная, но выполнимая работа, которая требует тесного сотрудничества и внедрения передовых технологий», - говорит Хасенов.

В КМГ считают, что для открытия новых месторождений необходимо расширить горизонты геологоразведки, в том числе в малоизученных бассейнах Северный Торгай, Шу-Сарысу и Сырдарьинский.

В мае этого года КМГ приступила к бурению глубокой скважины на 5,5 тыс. метров на участке Тургай палеозой, расположенной в Сырдарьинском районе Кызылординской области. Финансирует работы нацкомпания за счет собственных средств и отмечает, что «ранее бурение скважин с такой глубиной в данном регионе не проводилось». На Тенгизе первая нефть была получена на глубине 4,1 тыс. метров. Геологи не исключают, что и на Тургай палеозой тоже могут быть обнаружены большие залежи. Хотя опять же это прогноз, и нет никакой гарантии, что он сбудется.

Привлечение китайской компании в качестве партнера может быть продиктовано тем, что она работает уже в этом регионе, в частности, ей принадлежит 50% в СП «Казгермунай» (остальные 50% у КМГ), разрабатывающей пять месторождений нефти и газа: Акшабулак Центральный, Акшабулак Южный, Акшабулак Восточный, Нуралы и Аксай.

Также CNPC владеет половиной Шымкентского НПЗ, и поэтому она заинтересована в восполнении запасов нефти Кызылординской области.

При этом нужно отметить, что поиск нового месторождения, а потом и ввод его в эксплуатацию может занять до 15-20 лет. Поэтому, скорее всего, КМГ и CNPC в первую очередь сосредоточатся на увеличении нефтеотдачи существующих месторождений. 

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
31 Dec 2024
30 Dec 2024
29 Dec 2024
28 Dec 2024