Сұхбат

Почему в Казахстане хотят повысить цены на бензин

Yesterday, 07:32
5 mins read
731
Почему в Казахстане хотят повысить цены на бензин
Источник фото: pixabay.com

Правительство намерено отказаться от государственного регулирования цен на бензин и дизельное топливо. Соответствующий документ Министерства энергетики, отменяющий действующие приказы ведомства об установлении предельных цен на эти виды горючего, опубликован на портале «Открытые НПА». Приказ находится в публичном обсуждении до 22 января 2025 года.

В пояснениях к приказу Минэнерго сообщает, что документ принимается для исполнения указа президента от 8 мая 2024 года «О мерах по либерализации экономики».

«В настоящее время государственное регулирование цен привело к тому, что Казахстан стал страной с наименьшей стоимостью ГСМ среди соседних стран, что приводит к высоким рискам перетоков и «серого» экспорта нефтепродуктов в данные страны и провоцирует дефицит», - отмечает ведомство.

В пресс-релизе, опубликованном совместно с приказом, говорится, что в Казахстане стоимость одного литра бензина АИ-92 составляет 205 тенге, тогда как в России - 288 тенге, в Кыргызстане - 385 тенге, в Узбекистане - 489 тенге. Дизтопливо у нас продается по 295 тенге за 1 литр, в России - по 355 тенге, в Кыргызстане - 427 тенге, в Узбекистане - 528 тенге.

«Таким образом, разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138%, на дизельное топливо - от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем», - считают в Минэнерго.

Поэтому министерство переходит к политике ценообразования на основе рыночного спроса и предложения. То есть в правительстве полагают, что рынок сам определит, какой должна быть стоимость бензина на автозаправочной станции (АЗС).

Точнее было бы сказать, что стоимость топлива теперь будут определять собственники нефти, нефтепродуктов и АЗС.

Теперь, исходя из логики Минэнерго, чтобы ГСМ не вывозили из Казахстана, цены на них будут уравнены с соседними странами.

Можно предположить, что со вступлением новых норм в казахстанских регионах, граничащих с Россией, то есть в Атырауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях стоимость АИ-92 вырастет на 40%, до 288 тенге за 1 литр, в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской, граничащих с Кыргызстаном, - на 88%, до 385 тенге за 1 литр, а в Туркестанской, Кызылординской, части Актюбинской и Мангистауской областях, граничащих с Узбекистаном, - на 138% или в 2,3 раза, до 489 тенге за литр.

Напомним, что сейчас казахстанские АЗС не могут поднимать стоимость бензина марки АИ-80 выше 89 тенге за литр, а АИ-92 - 205 тенге. Предельная цена дизтопливо для казахстанцев составляет 295 тенге за литр.

Добыча падает и нужно расширять НПЗ

Минэнерго также отмечает, что поэтапная либерализация цен на топливо необходима для развития нефтедобычи и расширения действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) с 18 до 28 млн тонн в год.

Сейчас на внутренний рынок для переработки на НПЗ и выпуска бензина и дизтоплива, нефть поставляют отечественные независимые добывающие компании. В среднем они производят около 35% от общей добычи нефти по стране. Остальные 65% добывают иностранные компании, контролирующие Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, и нефть с этих месторождений не идет на внутренний рынок.

Ежегодно отечественные добывающие компании от 50 до 60% своей нефти продают на внутреннем рынке, при этом из-за того, что цены на ГСМ в стране сдерживают, они продают нефть по ценам намного ниже рыночных. По сведениям Ассоциации «PetroMining», при мировой цене $70-80 за баррель, независимые компании поставляют нефть на внутренний рынок по $27-40.

Нефтяники заявляют, что из-за того, что они не получают доходы от продажи на внутренний рынок, они не могут вкладывать деньги в производство, и в поддержание добычи. В результате, месторождения, эксплуатируемые ими, которые итак находятся на поздних стадиях разработки, истощаются, добыча на них снижается. За последние пять лет их добыча сократилась более чем на 22% или с 21,2 до 16,5 млн тонн, согласно данным «PetroMining». Членами этой организации являются около 40 нефтедобывающих организаций Казахстана.

Чтобы они получали больше доходов, и могли инвестировать в нефтедобычу, нефтяники просят повысит цены на нефть на внутреннем рынке, чего нельзя сделать, не увеличив цены на автомобильное топливо. Поэтому правительство и решило отменить госрегулирование цен на ГСМ и отпустить их в свободное плавание.

Еще одна причина, которая вынуждает повысить стоимость топлива, - это рост спроса на нефтепродукты, и, соответственно, необходимость увеличения его производства.

По сведениям Минэнерго, за последние 10 лет объем переработки нефти в республике увеличился на 19% или с 14,9 до 17,7 млн тонн. В частности, производство бензина выросло почти на 77% - с 3 до 5,3 млн тонн, а дизтоплива на 4% - с 5 до 5,2 млн тонн. 

При этом за указанный период потребление бензина увеличилось более чем на 20%, до 5,1 млн тонн, дизтопливо - на 4%, до 5,5 млн тонн.

Если по бензину внутреннее производство покрывает спрос, то по дизтопливе, как видим, рынок зависит от импорта.

В правительстве ожидают, что спрос на автомобильное топливо и дальше будет расти. Понадобится не только расширить мощности существующих НПЗ, но, соответственно, нарастить поставки нефти на внутренний рынок. А поскольку добыча у отечественных нефтяных компаний снижается, то придется просить сделать это иностранные компании - акционеров Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. А они согласны продавать сырье казахстанским НПЗ только по рыночным ценам. Это еще одна причина предстоящего повышения цен на бензин и дизтопливо.

То есть, не исключено, что теперь с ростом мировой цены на нефть будут расти и стоимость бензина и дизтоплива в Казахстане.

Читайте также: Цены на нефть подскочили после новых санкций США против России

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
19 January
18 January
17 January
16 January