На фоне роста транспортировки казахстанской нефти из порта Актау в каспийских портах возник дефицит флота, сообщает «Нефть и капитал»
Нехватка судов грозит подорожанием перевозки нефтепродуктов из Туркменбаши до азербайджанских портов до $20 тыс. с текущих $16-18 тыс. Танкеров для темных нефтепродуктов на Каспии сейчас немного, в основном уже все зафрахтованы. Новые суда через Волго-Донской канал почти не заходят, поэтому ожидается увеличение ставок, отмечают участники рынка.
Кроме того, стоимость перевозок растет из-за вынужденной недозагруженности танкеров, связанной с обмелением Каспия. Так отгрузка нефтепродуктов из Туркменбаши за 1–24 мая снизилась до 47,3 тыс. тонн с 55,8 тыс. тонн - за аналогичный период апреля. Весь объем топлива в мае поставлялся транзитом через азербайджанские терминалы.
Ожидается, что отгрузки из Актау казахстанской нефти в направлении Сангачалы для последующей прокачки по трубопроводу «Баку - Тбилиси - Джейхан» в июне составят 130-140 тыс. тонн относительно примерно 130 тыс. тонн в апреле. Для транспортировки сырья привлекаются три-четыре танкера казахстанского пароходства «Казмортрансфлот» и Азербайджанского Каспийского морского пароходства. Размер каждой судовой партии, отгружаемой из Актау в Баку, составляет в среднем 9,8 тыс. тонн.
В этом году Казмортрансфлот возобновил отгрузку нефти по маршруту Актау-Баку, спустя 8 лет. 7 апреля танкер «Актау» из порта Актау вышел в первый рейс с тенгизской нефтью на борту по направлению порта Баку.
Соглашение между КМГ и азербайджанской SOCAR предполагает ежегодный транзит от 1,5 млн до 5 млн тонн (тенгизской и кашаганской) нефти через Каспий и нефтепровод БТД. Не менее 50% из них должно перевозиться танкерами Казмортрансфлота.
В этом году компания планирует приобрести 2 новых танкера дедвейтом 8000 тонн, которые поставит Abu Dhabi Ports (ОАЭ). Сейчас у перевозчика три танкера - «Актау», «Астана» и «Алматы» - дедвейтом по 12,4 тыс. тонн каждый.