Кредиторлық берешек бойынша жиі қойылатын сұрақтар

В пять раз увеличить объем транзита казахстанской нефти намерен Азербайджан

10 июня, 18:40
4 мин. чтения
314
В пять раз увеличить объем транзита казахстанской нефти намерен Азербайджан
trend.az

Азербайджан обсуждает с Казахстаном увеличение транспортировки казахстанской нефти через свою территорию до 7 млн тонн. Об этом сообщил представитель азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR.

Казахстан пытается уменьшить зависимость от России в отношении экспорта энергоносителей. Сегодня более 90% казахстанской нефти, составляющего 1,5 млн баррелей в день, или 1,5% мировых поставок, проходит через различные российские трубопроводы.

«Сейчас мы ведем переговоры с казахстанской стороной об увеличении транзита нефти из этой страны до 5-7 млн тонн», - сообщил в ходе Бакинского энергетического форума советник президента SOCAR Заур Гахраманов.

По его словам, этим летом после реконструкционных работ в Дюбенди недалеко от столицы Баку Азербайджан планирует открыть нефтяной терминал с транзитной мощностью 10 млн тонн нефти в год, тем самым увеличив общую транзитную мощность страны до 20-25 млн тонн.

В прошлом году транзит казахстанской нефти через Азербайджан составил 1,4 млн тонн. По прогнозам SOCAR, этот показатель увеличится до 1,7-1,8 млн тонн в этом году и 2,2 млн тонн в 2025-м, сообщает Reuters.

Агентство отмечает, что в марте SOCAR и национальная компания «КазМунайГаз», подписали соглашение о постепенном увеличении объемов транспортировки казахстанской нефти по трубопроводной системе «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) до 2,2 млн тонн в год.

Также велись разговоры о возможной транспортировке 5 млн тонн казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Супса в 2023 году.

Нужен банк качества?

Похоже, Азербайджан и Казахстан постепенно приходят к пониманию, что перекачка казахстанской нефти по БТД выгодна обеим сторонам: азербайджанцы получают загрузку свободных мощностей трубопровода, зарабатывая на этом, а казахстанцы понемногу диверсифицируют экспортные маршруты.

В прошлом году в Азербайджане было добыто 30,2 млн тонн нефти - на 7,4% меньше, чем годом ранее. При этом показатели по экспорту сырья остались на уровне 2022 года - чуть выше 26 млн тонн. Из этого объема почти 25 млн тонн были отгружены по системе БТД.

Как видим, нефтепровод является главным экспортным маршрутом республики. В 2023 году по нему всего было транспортировано около 30,2 млн тонн нефти, из которых, как выше отмечено, 82,6% или 25 млн тонн - азербайджанской, свыше 17,4% или 5,2 млн - туркменской и казахстанской. Если верить данным компании "КазТрансОйл", в прошлом году по БТД было экспортировано 1,4 млн казахстанской нефти. Значит, доля Туркменистана составила 3,8 млн тонн.

Так вот, на сегодняшний день пропускная способность БТД составляет 50 млн тонн в год. То есть в прошлом году трубопровод был загружен на 60%, свободными остались мощности на 20 млн тонн. При этом проектная мощность системы 60 млн.

Кроме того, Азербайджан располагает еще двумя нефтепроводами, которые практически остаются не задействованными - это трубопроводы Баку-Супса (Грузия) и Баку-Новороссийск (Россия). Первый имеет возможность перекачивать до 7 млн тонн ежегодно, второй - 5 млн тонн. Оба выходят на Черное море.

Если цель заключается в том, чтобы пустить нефтяные потоки в обход территории России, то Баку-Новороссийск - отпадает. Наиболее приемлемым с точки зрения безопасности является БТД, которые проходит по территориям Грузии и Турции, выходит на Средиземное море, минуя постоянно загруженные заливы Босфор и Дарданеллы.

По оценке экспертов ценового агентства Argus, стоимость транспортировки казахстанской нефти по маршруту Атырау - порт Актау - и далее по БТД в три раза дороже, чем прокачка по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) - Атырау - Новороссийск, $112-124 против $38 за тонну. Однако, здесь на первый план выходит надежность (бесперебойность) поставок нефти. С началом военного вторжения России в Украину в 2022 году российская нефтяная инфраструктура на Черном море подвержена атакам украинских военных. Помимо этого, после начала войны КТК, по которому отгружается около 80% казахстанской экспортной нефти, не раз подвергался давлению со стороны российских чиновников, грозивших остановить работу системы.

С другой стороны, SOCAR и другие участники консорциума, владеющего БТД, главным из которых является британская нефтяная корпорация BP (30,1%), не хотели увеличить долю казахстанской нефти в БТД. Представитель BP в Каспийском регионе заявил, что качество казахстанской нефти ниже азербайджанской, которая продается даже дороже эталонной Brent. Но, похоже, этот аргумент использовался лишь в переговорном процессе. На КТК этот вопрос решили, создав банк качества нефти, который позволяет грузоотправителям получать справедливую цену за поставленное в систему сырье.

Если Азербайджан и Казахстан договорятся довести прокачку казахстанской нефти по БТД до доступных на сегодняшний день 20 млн тонн в год, то доля нефти, отправляемых в обход территории РФ увеличится до существенных объемов. В прошлом году из республики всего было экспортировано 70,5 млн тонн нефти.

Читайте также: Более чем на 65% увеличил морские перевозки нефти КазМунайГаз

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

/category/news
Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

24 июня
23 июня
22 июня