По Алматы разлетелась информация о строительстве новых линий метро от рынка «Барлык» до аэропорта. Говорят, его будет строить китайская компания. Инвестировать строительство метро также будет Эксимбанк из Китая. А кому нужно было взять в долг средства для строительства метро и привлечь компанию из Китая, когда в Казахстане имеется собственная компания по его строительству? Руководитель компании АО «Алматыметроқұрылыс», предприниматель Кайрат Реимов задает этот вопрос властям и призывает общественность задуматься, передает Qaz365.kz.
От Калкамана до «Барлыка»
Ранее о строительстве метро от станции Калкаман до станции «Барлык» говорил депутат Мажилиса Максат Толыкбай. По его словам, предложение уже принято. Теперь смета проекта будет скорректирована и рассчитана его стоимость. Для этого власти Казахстана займут у Эксимбанка Китая 1 млрд долларов. Строительство также будет вести китайская компания.
Предприниматель Кайрат Реимов считает, что депутаты, не разбирающиеся в строительстве метро, дают населению неверную информацию.
«Я считаю, что долг, который Эксимбанк собирается дать Казахстану для строительства метро в Алматы протяженностью 5,3 км от Калкамана до станции «Барлык», очень дорогой. Вообще-то, опыт строительства метро в Алматы имеется. Метро ранее строила компания «Алматыметроқұрылыс». Даже есть установленная стоимость. Исходя из этого, мы можем сказать свою коммерческую цену. Цена до станции «Барлык» не должна превышать 650 млн долларов. Это во-первых. То есть, собираются взять в долг 1 млрд долларов и потратить их на метро протяженностью 5,3 км», – говорит он.
По словам Кайрата Реимова, Эксимбанк выдаст займ на 10 лет. Он прекрасно знает условия и требования Эксимбанка, так как ранее сотрудничал с этим финансовым учреждением. Реимов уверяет, что этот банк даст займы минимум на 10 лет. Это означает, что годовой процент долга под государственную гарантию составит 4,5-5 процентов. Соответственно, чтобы вернуть 1 млрд долларов, придется возвращать 45-50 млн долларов в год в виде процентов. За 10 лет это составит 450-500 млн долларов! Надо доплатить столько денег сверх 1 млрд долларов.
«Строительство обойдется в 1,5 млрд долларов. Это очень большие деньги. Депутаты должны отказаться от требований банка при упоминании указанной цены. Вы также не найдете примеров, в которых китайские компании уложились в проектно-сметную документацию. Соответственно, 1 млрд долларов – это только начало вхождения китайской компании в Казахстан! Плюс 450-500 млн долларов процентной ставки Эксимбанка Китая! Это полмиллиара долларов! Если учесть, что Китай обычно повышает стоимость своей работы после выхода на рынок, стоимость этого проекта будет расти еще больше. В таком случае, строительство метро от Калкамана до «Барлыка» протяженностью 5,3 км обойдется бюджету страны в 1,5-2 млрд долларов», – сказал он.
Предприниматель сравнивает: «Алматыметроқұрылыс» направил письмо и Правительству, и акимату Алматы, и ответственным министерствам. По нашим оценкам, данный интервал можно построить всего за 650 млн долларов. Нормативный срок также ничем не уступает китайской компании».
Нужно ли метро в Алматы?
По словам Кайрата Реимова, нет никаких споров о необходимости метро в Алматы. Потому что из-за ежедневных пробок в мегаполисе замедляется темп жизни, мобильность. Транспортная нагрузка на жизнь города увеличена. Также возникла проблема экологии.
«Если вы спросите, нужна ли линия в сторону рынка «Алтын орда», я бы сказал, что это всего лишь часть огромного проекта. Даже нужно построить линию в сторону аэропорта. В этом направлении еще нужны три линии, которые соединят ж/д вокзал Алматы-1, ж/д вокзал Алматы-2, Орбиту, и 8 станций. Если открыть линии в этих направлениях, то значительно снизилась бы транспортная нагрузка по городу. Расширенная сеть метро в Алматы нужна как воздух. План развития Алматы, утвержденный Правительством и Президентом, очень актуален. Поэтому нужно даже ускорить строительство этих линий метро», – говорит предприниматель.
Компании Казахстана больше не хотят «поблагодарить» чиновников
Предприниматель не понимает, почему власти Казахстана избегают отечественных компаний. Например, компания «Алматыметроқұрылыс» открыта именно для строительства метро. Кайрат Реимов видит причину этого в политических интригах.
«В последние годы местные компании по-прежнему не хотят «поблагодарить» некоторых чиновников за поддержку. Я не вижу другой причины. АО «Алматыметроқұрылыс» тесно сотрудничает с более чем 20 компаниями мира, которые занимаются строительством метро. Мы знаем, по какой цене они строят метро, какие оборудования при этом используют. Я не вижу никакой другой причины, кроме коррупции со стороны чиновников, которые отдают строительство метро в Алматы в руки иностранной компании с очень дорогими расчетами, а не казахстанскому АО «Алматыметроқұрылыс», имеющему те же оборудования, что и у тех же иностранных компаний. Несмотря на то, что мы построили в Казахстане 11 станций + ДЕПО, они избегают нас и привлекают очень дорогую китайскую компанию.У нас очень хорошие отношения с той же китайской компанией. Они тоже удивлены и спрашивают: «Почему Казахстан приглашает нас, имея у себя в стране такую сильную компанию?». Они также не скрывают, что чиновники лоббируют свои интересы. В результате таких политических игр АО «Алматыметрострой» осталось в стороне. Они не захотели принять нас в это дело после того, как мы показали истинную, низкую цену строительства метро. Мы бы сэкономили деньги налогоплательщиков, населения, также выполнили бы любую задачу», – недоумевает Кайрат Реимов.
Чиновники в акимате и Астане хотят навязать свою ошибку компании
Ранее власти обвиняли АО «Алматыметроқұрылыс» в медленном строительстве метро. Однако Реимов считает, что в этом виноваты сами чиновники. Потому что деньги из республиканского и городского бюджета выделялись в три раза меньше той суммы, указанной в контракте, бесконечно отменяли план работы. Несомненно, после получения денег в недостаточном размере «Алматыметроқұрылыс» был вынужден продлить строительные работы. Потому что в контракте прописано, что АО «Алматыметроқұрылыс» будет строить строго по выделенному бюджету. Ежегодно на строительство метро на контрактной основе должно было выделяться 20 млрд тенге. Однако ежегодно, особенно в годы завершения строительства, выделялось всего по 7 млрд тенге. После этого, ответственная за строительство компания была вынуждена завершить работы в зависимости от предоставленной суммы.
«Такую большую ошибку со стороны акимата и Астаны теперь хотят перекинуть на строительную компанию. И в Казахстане, и в Китае компании строят метро одинаково. Сроки технологии также одинаковы во всем мире. Техника у нас тоже иностранная. Депутатам не стоило давать неверную информацию, не зная сути вопроса и представления о деятельности в этой сфере. Это очень опасно, в первую очередь, для народа. Но если в конечном итоге строительство метро передадут иностранной компании, это будет повторением ошибок при строительстве ЛРТ. Это превратится в очень дорогой проект. Журналисты тоже должны поднимать эту тему. Потому что при предоставлении неверной информации, Парламент может одобрить эту сумму. А это для бюджета Казахстана обойдется очень дорого. Не забывайте об этом. В качестве лидера концорциума следует поставить отечественную компанию. Китайцы должны прийти к нам на заработки. Если выделят деньги, тогда примем их по контракту. Мы должны работать только на таких условиях. Повторяю, что депутаты, министры, журналисты должны предоставлять населению достоверную информацию», – отметил он.
Реимов отметил, что в Турции километр метро будет построен за 180 млн евро, в Китае – за 150 млн долларов, в странах Европы – около 300 млн евро, а в Казахстане АО «Алматыметрострой» построит двусторонний путь за 90 млн долларов за один километр при своевременном выделении средств. Кроме того, переезд иностранной компании в Казахстан также займет некоторое время.
"Я не понимаю. Наши едут в Китай и Турцию и просят их приехать на работу в Казахстан. Знают, что проект очень дорогой. Они что не вникали в суть вопроса из-за собственной глупости и некомпетентности? Интересно также то, что министры и депутаты высказывают свое мнение, не имея никакого представления о строительстве метро. Вы хоть обратите внимание на цены! Само по себе строительство метро во всем мире считается дорогим. Иностранные строители обойдутся очень дорого для казны Казахстана. У них шахтер получает 3 тысячи долларов в месяц, а наши – 500-600 долларов! Сравните сами. Это только заработная плата иностранных рабочих! А сколько там других расходов. Поэтому, прежде чем приступить к очень дорогому проекту, нужно очень правильно все продумать. Если придет иностранная компания, мы от нее потом не сможем избавиться! Потому что они связаны контрактом. АО «Алматыметроқұрылыс» тогда тоже не будет сидеть сложа руки. Может мы получим проекты в Ташкенте или в Казани. Тогда для нас тоже будет сложно вернуться в Казахстан и продолжить работу. В Казахстане есть свое АО «Алматыметроқұрылыс»! Специалистов хватает! Главное, чтобы чиновники не мешали! Чтобы выделяли без того малые средства вовремя! Передача иностранным компаниям – это 100% коррупция! – заключил Кайрат Реимов.