Курс тенге по отношению к доллару в апреле укрепился на 4,6%

Как Казахстан будет решать проблему с нехваткой авиатоплива

Как Казахстан будет решать проблему с нехваткой авиатоплива
dzen.ru

Амбициозные планы Казахстана по увеличению авиаперевозок (пассажиров в 2 раза, грузов - в 8 раз) могут быть сорваны из-за дефицита топлива для самолетов. Около трети потребности рынка республика покрывает за счет импорта.

Потребности отрасли в авиатопливе, включая все объемы, потребляемые как местными, так и иностранными самолетами, которые заправляются в Казахстане, составляет 1 млн тонн в год. Из них казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) покрывается от 600 до 650 тыс. тонн спроса, около 300-350 тыс. тонн - импортная продукция. Вместе с тем, по данным Министерства транспорта, число авиакомпаний, желающих летать через нашу страну, а значит и желающих заправляться здесь, растет. Проблему дефицита авиатоплива ведомство планирует решать за счет импорта продукции из Китая и России. 

Кроме того, есть проблемы и с качеством казахстанского авиатоплива. В республике выпускаются и применяются марки ТС-1/РТ. А согласно стандартам IATA - Международной ассоциации воздушного транспорта, рекомендуется использовать марку Jet A-1. Считается, что основным преимуществом этой марки является его низкая пожароопасность, низкий состав отработанных газов при выбросах в атмосферу и увеличение межремонтного цикла авиационных двигателей.

Министр транспорта Марат Карабаев говорит, что у Казахстана достаточно мощностей для производства авиатоплива марки Jet A-1, однако нет инфраструктуры для его хранения.

«У наших нефтеперерабатывающих заводов есть возможность переходить на Jet A-1. Займет 3-4 недели. Но объем от этого не увеличится. Для авиакомпаний разницы нет - ТС-1 или Jet A-1. Даже иностранные авиакомпании, которые останавливаются у нас, могут заправляться как Jet A-1, так и ТС-1», - сказал министр 19 декабря на брифинге в правительстве.

По его словам, разница между двумя видами топлива только в условиях хранения. ТС-1 более морозостойкий, чем Jet A-1. При этом производство Jet A-1 выходит дороже, чем ТС-1. «Это будет влиять на стоимость авиабилетов», - считает Карабаев.

Пока на использование Jet A-1, начиная с июня 2024 года, планирует перейти аэропорт Алматы. Топливо будут привозить из Китая.

У министерства есть план

По сведениям Министерства транспорта, с января по ноябрь этого года казахстанскими авиакомпаниями перевезено 12,3 млн пассажиров, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Аэропорты обслужили 24 млн пассажиров (+25%), наибольший рост отмечен в Алматы и Астане - 9 млн (+34%) и 7 млн пассажиров (+26%). Объем обработанных грузов в аэропортах увеличился на 16%, до 130 тыс. тонн.

Марат Карабаев говорит, что для удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки продолжается работа по модернизации инфраструктуры аэропортов. В 2024 году планируется завершить строительство новых пассажирских терминалов в Шымкенте, Кызылорде и Алматы. В результате их пропускная способность вырастет в 5-7 раз. Также в следующем году начнется реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Астаны и Павлодара, перрона и рулежной полосы - в Балхаше. Намечены и другие проекты по модернизации авиационной инфраструктуры.

Министр обещает, что "в ближайшие 6 лет количество пассажиров увеличится, как минимум, в 2 раза, а объемы обработанного груза - в 8 раз".

При этом казахстанские авиакомпании получают рекордные доходы. По данным Бюро национальной статистики, в июле 2023 года доход предприятий воздушного транспорта составил 80,5 млрд тенге. Предыдущий максимум в 73,6 млрд тенге был установлен в августе 2022 года, сообщил Telegram-канал Data-Hub.

За семь месяцев этого года общие доходы компаний составили 418,1 млрд тенге против 276,8 млрд тенге за аналогичный период предыдущего года.

Основные причины такого успеха - увеличение пассажиропотока и рост цен на билеты. Услуги воздушного транспорта за семь месяцев 2023 года выросли в цене на 48,4%.

Между тем, рост авиаперевозок наблюдается во всем мире. Глобальный спрос на авиационное топливо, вероятно, завершит восстановление до допандемического уровня в первой половине 2024 года, несмотря на препятствия, вызванные замедлением экономической активности в целом, отмечает Argus.

По данным IATA, в этом году доходы мирового авиационного сектора превысят допандемический уровень на 7%, достигнув $896 млрд. В следующем году они вырастут уже на 7,6% до $964 млрд. 

При этом ожидается, что в 2024 году сектор потратит $281 млрд на авиационное топливо по сравнению с $271 млрд в 2023 году. Потребление топлива прогнозируется на уровне 2,36 млн баррелей в 2024 году по сравнению с 2,17 млн ​​баррелей.

Индия, вероятно, внесет наибольший вклад в рост мирового спроса на авиатопливо, уступив Китаю и США и став третьим по величине внутренним рынком авиапассажиров в 2023 году. Индийские авиакомпании в этом году закупили более 1200 самолетов, что свидетельствует о значительном расширении региональных мощностей и возможном потреблении авиатоплива, развивается инфраструктура аэропортов страны.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
02 May
01 May