Акимов трёх новых областей будут назначать согласно новым процедурам

Как Казахстан использует свои водные ресурсы

Как Казахстан использует свои водные ресурсы
pixabay.com

В республике планируется принять обновленный Водный Кодекс. Новое законодательство предусматривает ряд мер, которые должны будут стимулировать казахстанцев бережно относиться к водным ресурсам.

Казахстан относится к тем странам, которые сильно зависимы от сопредельных государства, в вопросах водообеспечения. Около 40% водного потенциала нашей страны формируется за счет трансграничного стока. Поэтому мы заинтересованы в конструктивном взаимодействии и диалоге с нашими соседями. 

«Пример Аральской катастрофы для нас должен быть очень поучительным. Она затронула не только Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, другие страны Центральной Азии, ее последствия ощущает регион и весь мир», - сказал Канат Бозумбаев, советник президента Казахстана, выступая на Международном форуме по водным технологиям и ресурсам «Global Water». 

Он считает, что нам нужны понятные и реалистичные меры по повышению продуктивности использования воды. Остро стоит вопрос бережного использования водных ресурсов. Необходимо повсеместно использовать эффективную ирригацию и водосбережение. Особенно это касается южных регионов страны, и такая работа в этом году активно должна будет начаться. В целом стоит вопрос и сокращения площадей водоемких культур, и замена их менее водоемкими. Большой потенциал есть в повторном и оборотном водоснабжении. Нужно чтобы каждый более или менее крупный потребитель имел план мер по снижению своего потребления воды на 25-30%. И такая работа тоже в этом году должна активно начать проводиться.

Республике также нужны методы и технологии накопления и удержания, имеющейся воды. Очень важно изучить международный опыт в этом вопросе. Глава государства обращает внимание на усиление институциональной основы данной работы. Наряду с созданным недавно Институтом по изучению Каспия, по поручению президента правительством рассматривается вопрос создания Института изучения водных проблем. 

К сожалению, в республике научные исследования водной отрасли сильно отстают от зарубежных. Сейчас как никогда отрасль нуждается в качественных кадрах. И нам нужно пересмотр стандарты преподавания в учебных заведениях при подготовке специалистов для водной отрасли. Рассматривается вопрос восстановления одного из базовых вузов нашей страны, специализирующегося на водной тематике. 

Не менее важен вопрос строительства и поддержания в оптимальном и безопасном техническом состоянии ирригационной инфраструктуры и соответствующие планы сегодня правительство разрабатывает. 

При этом данная масштабная работа может дать толчок и отечественной обрабатывающей промышленности, считает советник президента. Эти и другие меры должны найти отражение в разрабатываемом новом Водном кодексе, в планах и программных документах всех государственные органов. 

Вода и Кодекс

Министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов отметил, что для решения проблемы дефицита воды в Казахстане разработаны два основополагающих документа: Водный Кодекс, который сейчас находится на рассмотрении депутатов Мажилиса, а также Концепция развития системы управления водными ресурсами Республики Казахстана на 2024-2030 годы, утвержденная постановлением правительства 5 февраля этого года. 

В новой редакции водного кодекса приоритет отдан охране воды от истощения, засорения и загрязнения. Вода больше не рассматривается, как ресурс экономической выгоды. Очень важную роль играет экономия воды. К примеру, водопользователь обязан рационально использовать водные ресурсы, принимать меры по применению водосберегающих технологий и систем повторного использования воды. На законодательном уровне ужесточается наказание за нарушения в водной сфере. Появились требования по улучшению качества питьевой воды. Отдельная статья посвящена адаптации отрасли к изменению климата. Большое внимание уделено общественному контролю в области использования и охраны водных ресурсов. 

Министр сообщил, что теперь ежегодно будет публиковаться Национальный информационный отчет, который будет содержать данные о состоянии, охране и использованию воды в стране за предыдущий календарный год. 

Отдельное положение нового Водного Кодекса предусматривает стимулирование привлечения инвестиций в водную отрасль страны. Планируется государственная поддержка научно-исследовательских и научно-технических работ в области охраны и использования водных ресурсов.

Концепция развития системы управления водными ресурсами Республики Казахстана на 2024-2030 годы предусматривает строительство и реконструкцию водохранилищ, гидротехнических сооружений, ирригационных систем, цифровизацию, и внедрение водосберегающих технологий. Также обозначены задачи экологии и трансграничного сотрудничества с сопредельными государствами.

«В ближайшей перспективе нами планируется строительство 20 водохранилищ на территории 9 областей, и реконструкция 15 водохранилищ, модернизация более 14 тыс. км ирригационных каналов и гидротехнического сооружения, цифровизация 3,5 тыс. км каналов», - рассказал Нуржигитов. 

По его словам, реализация намеченных планов позволит снизить непродуктивные потери воды при транспортировке с 50% до 25%, увеличить располагаемые водные ресурсы на 2,4 кубокилометра, а также улучшить состояние гидротехнических сооружений для гарантированного водобеспечения отраслей экономики и снижения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций. 

Сегодня крупнейшим потребителем водных ресурсов является сельское хозяйство. На его долю приходится более 65% от общего водозабора страны. При этом в орошаемом земледелии наблюдается наиболее неэффективное использование воды.

Для исправления ситуации надо ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий. Для решения проблемы правительство увеличит субсидии на приобретение оборудования капельного и дождевального орошения, что должно позволить сэкономить около 2,1 кубокилометров воды, и в тоже время увеличить урожайность сельскохозяйственной продукции 1,5-2 раза.

Все предлагаемые меры должны помочь к 2023 году накопить и сэкономить до 10 кубокилометров воды, и вовлечь в оборот новые площади орошаемых земель с доведением ее до 2,5 млн гектаров. 

Сейчас ежегодное водопотребление для нужд отраслей экономики страны составляет 25 кубокилометров, из которых свыше 65% используется в сельском хозяйстве, 25% - в промышленности, и более 5% - на коммунально-бытовые нужды. 

Промышленный сектор использует около 6 кубокилометров свежей воды в год. Из них промышленными предприятиями повторно используется 17%, и правительство планирует довести этот показатель до 50% к 2030 году. 

На коммунально-бытовые нужды расходуется 1,3 куб. км воды ежегодно. Имеются все основания для повышения эффективности и повторного использования воды. В первую очередь необходимо внедрять локальные очистные сооружения, в частности, на автомойках, станциях технического обслуживания, производственных предприятиях, что позволит повторно использовать воду без постоянного подключения потребления питьевой воды из централизованных источников водоснабжения. 

Министерство водных ресурсов и ирригации будет работать над тем, чтобы предприятия, не имеющие систему повторного использования воды, предоставили планы перехода к таким системам. При этом разрешение на использование воды теперь будут выдаваться только при наличии плана по поэтапному переходу на оборотное или повторное водоснабжение.

Наука и контроль

В республике создается Национальная гидрогеологическая служба, направленная на увеличение потенциала подземных вод в экономике и усиление контроля за их использование. В образовательную программу «Болашак» включены новые специальности, такие как гидрогеология водные ресурсы, водная безопасность. Уже с этого года казахстанские студенты смогут обучать по ним за рубежом.

При этом усилятся меры по охране водных ресурсов и ужесточаться наказание за ее неэффективное использование. Штат сотрудников бассейновых инспекций уже увеличен в два с половиной раза. Если в прошлом году их количество было 98, то в этом году оно выросло 242. Теперь в каждом областном центре сейчас открыты отделы бассейновых инспекций. Кроме этого, в рамках разработки и утверждения нового Водного Кодекса вносятся изменения в Предпринимательский Кодекс, в которых предусмотрено наделение бассейновых инспекций надзорными функциями для более оперативного выявления нарушений в водной сфере. 

В новом Водном Кодексе целый раздел посвящен безопасности гидротехнических сооружений*. Смысл в том, чтобы независимо от форм собственности (республиканская, коммунальная, частная) гидротехнические сооружения должны проходить обязательное многофакторное обследование. Если оно находится в удовлетворительном состоянии, то такое обследование будет проводиться один раз в пять лет. Если же есть вопросы по состоянию сооружения, то такое оно проводится ежегодно. 

«На основании таких многофакторных обследований будет разрабатываться декларация безопасности каждого гидротехнического сооружения. Декларация будут разрабатываться как раз бассейновыми инспекциями. Тем самым мы нивелируем те чрезвычайные ситуации, которые могут произойти на этих сооружениях», - говорит министр водных ресурсов и ирригации.

*Гидротехническое сооружение -  плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные и водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и т.д.

Экономия и экология

Министерство сельского хозяйства со своей стороны также поставило перед собой ряд задач, которые должно привести к сокращению потреблению воды.

«Перед нами стоит вопрос внедрения водосберегающих технологий. Это более чем актуально. Все понимаем, что водные ресурсы не будут увеличиваться, а будут только уменьшаться. Поэтому главой государства и руководством правительства перед нами поставлена задача по ускоренному внедрению современных водосберегающих технологий», - говорит вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов.

По его словам, главой государства перед Министерством сельского хозяйства поставлена задача в течение следующих пяти лет удвоить объем производства сельскохозяйственной продукции. Вице-министр считает, что выполнения такой задачи можно добиться только путем ручного управления, стимулирования, и при помощи административных ресурсов.

В Казахстане за прошедшие 30 лет сельскохозяйственными производителями водосберегающие технологии внедрены лишь на 300 тыс. гектарах. Этого очень мало, учитывая, что всего в республике 1,5 млн гектаров орошаемых земель, куда подведена водная инфраструктура.

Поэтому перед правительством поставлена задача довести количество орошаемых площадей, применяющих водосберегающие технологии, до 1 млн га. Государство будет субсидировать приобретение современных систем орошения, которые экономят воду. При этом для тех фермеров, у кого обычный арычный полив, субсидии с каждым годом будет снижаться. 

Также поставлена задача по сокращению площадей влагоемких культур, такие как рис и хлопок. При этом сокращение таких площадей не означает снижения объемов производства таких видов продукции. Чтобы добиться такого эффекта, планируется применять современные агрономические технологии. К примеру, увеличению объемов производства будет способствовать использование высококачественных семян, удобрений, эффективная защита растений, применение современных средств и орудий труда и т.д. Правительство намерено не только снизить потребление воды, но при этом увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, а также нарастить ее экспорт.

Немаловажное значение в вопросах сохранения водных ресурсов играет и защита экологии. Вице-министр экологии и природных ресурсов Жомарт Алиев говорит, что на сегодняшний благодаря разветвленных сети гидрологических постов РГП «Казгидромет» правительство имеет оперативную оценку ситуации на всех крупных водных объектах страны. 

Казгидромет сегодня осуществляет мониторинг на 130 водных объектах, среди которых 84 рек, 29 озер, 13 водохранилищ и три канала. 

В стране сейчас действует 18 Дорожных карт местных исполнительных органов, где сохранению и балансу водных ресурсов придается большое значение. В этих картах заложены технические решения, которые направлены на сохранение водных ресурсов

Необходимо отметить, что сегодня все нормативные платежи за эмиссии, которые поступают от операторов природопользования, аккумулируются и имеют целевое назначение по стопроцентному вовлечению их в природоохранные мероприятия. То есть все те платежи, которые поступают от бизнес-среды, от промышленного сектора, в обязательном порядке, местными исполнительными органами должны потрачены на природоохранные мероприятия. В перечне этих природоохранных мероприятий в обязательном порядке мы рассматривается минимизация воздействия на водные ресурсы.

 

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

/category/news
Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

Yesterday
19 November
18 November