22,7 млрд тенге выделят на восстановление инфраструктуры после паводков

Как в Казахстане будут снижать изношенность энергетической инфраструктуры

28 июня, 11:54
4 mins read
817
Как в Казахстане будут снижать изношенность энергетической инфраструктуры
фото: pixabay.com

Одной из главных проблем страны является изношенность электроэнергетической инфраструктуры. Электростанции, подавляющее большинство которых построено в прошлом веке, не могут работать на полную мощность, и часто выходят из строя. Аналогичным образом изношены или находятся в аварийном состоянии электрические и тепловые сети, что приводит к сверхнормативным потерям транспортируемой энергии. Поэтому есть острая необходимость в обновлении данной инфраструктуры. Какая работа проводится для решения этой проблемы?

«Если говорить об электростанциях, то их средний износ составляет 56%, а у ТЭЦ (теплоэлектроцентралях) - 66%. То есть ТЭЦ изношены больше. Тепловые сети в среднем изношены на 53%, но их внутриквартальная часть изношена гораздо больше, на 70%-80%. Электрические сети изношены - на 65% и такой износ электросетей приводит к 12% потерям электроэнергии в среднем по Казахстану. Это существенные потери электроэнергии», - говорит Сергей Агафонов, председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций.

При этом, по мнению эксперта, второй фактор, о котором забывают, - это бесконтрольные перетоки реактивной мощности, они тоже дают существенный вклад в потери электроэнергии. И ключевое здесь - «бесконтрольные перетоки», поскольку сама реактивная мощность, или «реактив», компонент для энергосистемы необходимый, но только в том месте, где он сразу же потребляется. Если же такого потребителя нет, то реактив необходимо компенсировать в том узле, где он был выработан, не давая ему бесконтрольно «растекаться» по энергосистеме, провоцируя рост потерь электроэнергии. И все эти проблемы продолжают быть актуальными.

Но что делается правительством и участниками отрасли для изменения такого положения? 

Одним из решений этой проблемы должна стать реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции», в рамках которого коммунальным предприятиям дают разрешение на повышение стоимости их услуг, а они инвестируют полученные дополнительные доходы в обновление инфраструктуры.

«Программа так или иначе запущена. Как минимум, последние 1-1,5 года тарифы начали расти более интенсивно. Мы видим это и с предельными тарифами энергопроизводящих организаций и с тарифами электросетевых компаний, которые достигли уже уровня 10-12 тенге за 1 кВт*ч. А раньше было порядка 5-6 тенге. Практически, за полтора года тарифы на передачу электроэнергии в отдельных случаях выросли в два раза. Министерство энергетики РК декларирует, что к 2035 году нам удастся на 15% снизить износ электростанций, а также энергетической инфраструктуры - тепловых и электрических сетей. Это существенное снижение, поскольку планируется не только снизить износ, но и остановить его», - отмечает Сергей Агафонов.

Но у экспертов есть и претензии к происходящему процессу, основная из них - это непрозрачность реализации программы «Тариф в обмен на инвестиции».

«Если взять в качестве примера тарифы энергопроизводящих организаций, то до сих пор мы не видели ни одной сметы, которая подтверждала бы обоснованность их расходов. Тарифы всех энергопроизводящих организаций утверждаются Минэнерго. При этом не проводится никаких публичных обсуждений и дискуссий утверждаемых тарифов», - отмечает эксперт.

Вторая более значительная претензия - даже несмотря на то, что тарифы энергопередающих организаций предполагают публичные слушания, у нас нет никакой информации о том, насколько прозрачно осваиваются эти тарифы. Другими словами, неясно, вкладываются ли эти деньги в обновление сетей, в объекты инфраструктуры.

«Никто не может сказать, что средства, получаемые электрическими станциями и электросетевыми компаниями благодаря повышению тарифов, идут на строительство новых энергетических котлов, линий электропередач и т.д. Вот это самая главная претензия», - говорит Агафонов.

Кроме того, очень много, так называемых, непродуктивных расходов, в тех же ремонтах, например. Эксперт утверждает, что порядка 30% суммы - это непродуктивные расходы.

«Можно ли это назвать воровством? Не знаю, но это точно недобросовестные надбавки к стоимости ремонтов. И это происходит потому, что нет конкуренции в этой сфере. Конкурсы на ремонты выигрывают одни и те же компании, которые принадлежат тем же олигополиям. Мне говорят, что на этом рынке нет особо компетентных подрядных организаций, имеющих соответствующие ресурсы. Да, это отчасти правда. Но почему так произошло? Потому что олигополии сами это поле выжигали на протяжении 20 лет. Не давали возможности другим частным предприятиям участвовать в конкурсах, допуская к тендерам только свои подконтрольные компании. А требования к компетенции подрядчиков, проводящих ремонты на энергетических объектах, очень высокие", - отмечает эксперт.

К примеру, на Петропавловской ТЭЦ, рухнувшую два года назад, дымовую трубу не могут построить заново. Ее возвели до определенной высоты, но обнаружилось, что она отклонилась от оси. Пришлось трубу обратно разобрать. 

«И теперь, соответственно, ищут нового подрядчика, который построит трубу заново. Это говорит о том, что нет у нас на рынке компаний, имеющих соответствующей компетенции. И все это следствие отсутствия конкуренции в этой сфере», - заключает эксперт.

Таким образом, дефицит компетентных специалистов и компаний в отрасли приводит к затяжке сроков реализации проектов и осуществления ремонтов. В конечном счете, это влияет на реализацию программы «Тарифы в обмен на инвестиции», призванной решить проблему с износом энергетической инфраструктуры.

 

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

 

/category/news
Subscribe or follow our news on social networks
Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter

Last News

29 октября
28 октября