Казахстан оказался все еще серьезно импортозависим по бензину, дизельному топливу и авиатопливу, сообщает КазТАГ.
«Импортозависимость по бензину до 10-15%, дизельному топливу до 20%, авиатопливу – до 40%», - сообщили в агентстве по защите и развитию конкуренции.
В ведомстве напомнили, что в 2022 году государством одновременно с регулированием сжиженного нефтяного газа (СНГ) введено регулирование стоимости розничного рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) – дизельное топливо, бензин АИ-92, а в 2023 году – оптового рынка (в адрес АЗС).
Как пояснили в АЗРК, в совокупности, государством на рынке нефти и нефтепродуктов применяются инструменты:
- квотирования поставок нефти на внутренний рынок;
- закрепления розничных и оптовых цен, не связанных с рыночными индикаторами (диспаритет цен по сравнению с соседними странами на дизельное топливо – от 20% до 35%, на бензины – от 25% до 50%);
- запрета на экспорт нефтепродуктов.
«Данные меры в совокупности с методологией обратного расчета стоимости нефти (от стоимости нефтепродукта) приводят к ценообразованию нефти на внутреннем рынке (средняя стоимость $30-35 за баррель), не связанного с рыночными механизмами (экспортная цена нетбека – $55-60 за баррель). Таким образом, влияние цен нефти на мировом рынке ограничено действующими инструментами ценообразования в Республике Казахстан. Последствием диспаритета цен на нефтепродукты по сравнению с соседними странами является повышенное потребление транзитным транспортом и усиление незаконного вывоза (перетоков) ГСМ», - отметили в агентстве.
Как отмечается, в условиях дефицита мощностей переработки и снижения объемов добычи нефти вне СРП (стареющая группа месторождений), данная политика кроссубсидирования и государственного регулирования стоимости нефти и нефтепродуктов приводит к дефициту рынка нефтепродуктов ввиду падения инвестиций в добычу и переработку нефти, хранения топлива и снижения привлекательности отрасли.
«Агентством в рамках указа «О мерах по либерализации экономики» предложено правительству приступить к постепенному дерегулированию рынка нефти и нефтепродуктов, путем применения импортного нетбека (учитывающего индикаторы соседних стран) с постепенным переходом к применению экспортного нетбека с учетом планируемого внедрения налогового маневра (отмена ЭТП и применение равного НДПИ). На текущий день Министерством энергетики в рамках компетенции регулируются цены на бензин АИ-92 и летнее дизельное топливо по республике, без дифференциации по регионам (устранена приказом в 2023 году)», - добавили в АЗРК.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.