В первом полугодии этого года нефтетранспортная компания «КазТрансОйл» поставила на нефтеперерабатывающие заводы республики чуть выше 8,8 млн тонн нефти, что на 2,4% или 214 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года (более 9 млн тонн).
Поставки нефти выросли только на Атырауский НПЗ - на 148 тыс. тонн, до 2,8 млн тонн. Тогда как в Шымкентский они сократились на 277 тыс. тонн, до 2,7 млн тонн, а на Павлодарский - на 69 тыс. тонн, до 2,7 млн тонн.
На Актуаский битумный завод СП «Caspi bitum» было отгружено 415 тыс. тонн нефти - на 17 тыс. тонн меньше, чем годом ранее.
Национальной компании «КазМунайГаз» полностью принадлежит Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), Атырауский НПЗ - на 99,53%, Шымкентский - на 49,72% (остальная доля у китайской CNPC). Актауский битумный завод является совместным предприятием КМГ и китайской CITIC на паритетной основе.
По данным Агентства по защите и развитию конкуренции, наибольшие доли рынка нефтепродуктов у компаний КМГ, «Petrosun» и «Petrostar».
По бензину Аи-92 Petrosun принадлежит 58,7% доли рынка, КМГ - 32,6%;
- Аи-95: Petrosun - 47,3%, КМГ - 24,1%, Petrostar - 16,5%;
- авиатопливо: Petrosun - 56,8%. КМГ - 24%;
- дизтопливо: Petrosun - 51,1%, КМГ - 29,9%.
Эти же компании, соответственно, являются основными поставщиками сырой нефти на НПЗ. Снижение поставок в первом полугодии, возможно, связано с остановками заводов на проведение плановых ремонтных работ. Шымкентский завод останавливался на ремонт с 15 марта по 7 апреля, ПНХЗ - с 20 июня по 17 июля. Но с чем связаны причины дифицита топлива в начале второго полугодия?
От Атырау до Шымкента
С 3 по 14 июля Шымкентский НПЗ снова ушел на ремонт. Обнаружился дефект на теплообменнике установки каталитического риформинга. Он был выявлен во время весеннего планового ремонта, отремонтирован, но снова забарахлил. КМГ сообщил, что из-за внепланового ремонта в июне на Шымкентском НПЗ прекращен выпуск бензина марки Аи-95. Нацкомпания обещала, что недопроизводство будет компенсировано увеличением производства на Атырауском НПЗ.
Но АНПЗ 3 июля сам вышел из строя на несколько дней из-за сбоев в поставках электроэнергии на Мангистауском атомном энергетическом комбинате (МАЭК). Выяснилось, что новые комплексные установки НПЗ не имеют резервных источников питания. В результате, каждое аварийное отключение в работе МАЭК приводит к остановке АНПЗ.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев вынужден был признать, что «в Казахстане наметился тренд на появление дефицита бензина марки Аи-95» и что это связано с ремонтами на Шымкентом и Атырауском НПЗ.
Однако в национальной компании не считают, что есть дефицит бензина.
"Да, приходят сообщения, что на некоторых заправках наблюдается отсутствие Аи-95. Это, в первую очередь, связано с логистикой. Потому что, допустим, доставка ГСМ с запада в южные регионы может занять две недели. То есть сам продукт есть, он сейчас находится в движении, на подходе. Страна у нас очень большая, расстояния очень большие, и именно логистика занимает определенное время. В целом, мы провели соответствующие технические мероприятия по пересортице, АНПЗ взял на себя больший объем производства", - заявил зампред правления КМГ Дмитрий Макеев на пресс-конференции.
По его словам, в первом полугодии на НПЗ выпуск бензинов произведен выше плана, утвержденного Минэнерго.
"При плане порядка 2,4 млн, по факту мы произвели 2,6 млн тонн. Это около 107% от утвержденного плана. В том числе план выпуска Аи-92 выполнен с опережением: при плане в 417 тыс. тонн, выпущено 449 тыс. тонн. Авиатоплива при плане в 309 тыс. тонн, по факту произведено 303 тыс. тонн. Дизтоплива при плане порядка 2,5 млн тонн, выпущено порядка 2,7 млн тонн", - сказал Макеев.
Он считает, что на сегодня (18 июля) "наблюдаются комфортные запасы топлива": по Аи-92 - 280 тыс. тонн, которых хватит на 24 суток потребления, Аи-95 - 50 тыс. тонн, на 19 суток, дизтоплива - 430 тыс. тонн, на 26 суток, авиатоплива - 80 тыс. тонн, 42 суток.
"Не опять, а снова..."
Тем не менее, ссылка на сложную логистику, не является оправданием отсутствия топлива на заправках. Запасы могли быть сформированы заранее и на нефтебазах южного региона. Тем более, если учесть, что о проблемах в ШНПЗ в КМГ знали еще весной. В общем, казахстанский рынок ГСМ не нарушают традиций - ни одного лета без дефицита топлива. Если в прошлом году были жалобы на большой отток топлива в приграничные районы соседних стран, то в этом году - перебои в работе перерабатывающих заводов.
При этом казахстанцы, уставшие от бесконечного коллапса на рынке, начали возмущаться: «А почему это заводы без конца ломаются, если буквально вчера на их модернизацию были потрачены миллиарды долларов?!».
Дмитрий Макеев заявил, что завершившаяся в 2018 году модернизация нефтеперерабатывающих заводов позволила производить нефтепродукты более высокого экологического класса, что снизило вредное воздействие на окружающую среду и население страны. Но при этом он не рассказал, что тот же АНПЗ вдвое увеличил количество вредных выбросов в атмосферу. Думаю, жители Атырау не в восторге от такой модернизации.
Зампред КМГ сказал, что начат выпуск экспортных продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как бензол и параксилол. При этом, выяснилось, что завод нередко уменьшает выпуск «экспортных продуктов» и переводит установки в топливный режим, чтобы увеличить производство горючего.
Да, реконструкция заводов помогла увеличить производство бензина и дизтоплива. И даже был небольшой период, когда республика могла экспортировать излишки топлива, в объеме около 500 тыс. тонн. Но это продлилось недолго. Растущий внутренний спрос быстро привел к тому, что уже в этом году страна вынуждена будет импортировать как бензин, так и дизтопливо, согласно прогнозам Минэнерго.
Модернизация НПЗ позволила КМГ увеличить налоговые выплаты - со 100 млрд тенге в 2017-2019 годах до 400 млрд тенге по итогам 2022 года (со всех трех крупных НПЗ). Но надо учитывать девальвацию национальной валюты и инфляцию по стране. В 2017-м 1 доллар в среднем стоил 326 тенге, а в прошлом году - 430 тенге. В конечном счете, все должно быть направлено на улучшение благосостояния и платежеспособности людей, а они за это время только упали (у большинства).
КМГ заявляет, что до 2017 года отечественные НПЗ работали по устаревшим требованиям к ежегодному проведению капитальных ремонтов. Компания самостоятельно подготовила «национальный стандарт» - современные правила по проведению ремонтов. Количество времени простоя предприятий из-за капремонта сократилось со 120 до 60 суток. Но нацкомпания умалчивает о количестве аварийных остановок заводов. Интересно, во сколько оно выросло?
При этом на модернизацию трех казахстанских крупных НПЗ потратили более $6,3 млрд.
Дулат Тасымов
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.