В регионах Казахстана планируется построить и реконструировать до двух тысяч километров водопроводов.
По данным Министерства водных ресурсов и ирригации РК, на сегодняшний день в республиканской собственности имеется 39 групповых водопроводов, протяженностью 15 тыс. км, водоснабжением обеспечивают 660 населенных пунктов с населением более 1,4 млн человек.
Сейчас в Акмолинской, Атырауской, Алматинской, Улытауской, Кызылординской, Мангистауской, Туркестанской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях реализуется 29 проектов по строительству и реконструкции водопроводов стоимостью 40,6 млрд тенге. В результате реализации этих проектов будет реконструировано и построено 2 тыс. км водопроводов, что обеспечит водоснабжением 437 населенных пунктов. В 44 из них будет подключено централизованное водоснабжение.
Какое количество казахстанцев на сегодняшний день имеет доступ к централизованному водоснабжению, и насколько вода, доставляемая потребителям, является качественной? Результаты исследования, проведенного Ассоциацией практикующих экологов, показывают, что большинство населения не обеспечено качественной питьевой водой.
Специалисты собирали открытые данные государственных органов по доступу к централизованному водоснабжению. Также проводился анализ сведений Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) Министерства здравоохранения по качеству питьевой воды централизованного водоснабжения. Была составлена специальная интерактивная карта, из которой можно узнать, в каких регионах имеется доступ к воде, в каких он частичный, а в каких полный. Кроме того, здесь можно узнать и про качество поставляемой воды, ее микробиологический и санитарно-химический показатели.
«Если вы посмотрите на карту, то увидите, что по санитарно-химическим показателям в Павлодарской и Акмолинской областях очень плохая ситуация. Здесь качество воды не соответствует требованиям. По Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Алматинской и Костанайской областям данные в СЭС нам не предоставили. Очень плохая ситуация с качеством питьевой воды в Мангистауской области. Кызылординская область тоже в этой зоне находится», - говорит Лаура Маликова, председатель Ассоциации практикующих экологов.
Исследователи запросили данные у областных департаментов СЭС, которые проводили отбор проб воды и проводили анализ. Потом, по полученным сведениям, сравнивали, где вода соответствует требованиям, а где нет. Если в том или ином регионе много проб не соответствует требованиям, то там уже ставился красный уровень показателей. Аналогичная работа проводилась и по микробиологическим показателям.
По сведениям государственных органов, в Казахстане 95% населения имеют доступ к воде. Но здесь речь идет только о доступности воды. Другой вопрос - к какой воде, какого она качества и как доставляется. К примеру, только в 73,5% случаях вода подается с подведенного к жилью, двору или участку водовода, около 6,4% - это вода с водозаборного крана или колонки для общественного пользования. По данным Бюро национальной статистики, почти треть населения страны кипятят воду прежде чем ее использовать, 25,8% - очищают воду с помощью различных фильтров, и более 8% населения используют метод отстаивания для очистки воды. Порядка 6% населения потребляют воду из артезианского колодца или скважины, свыше 5% - из защищенного колодца или родника.
При этом нужно отметить, что вода, которая добывается со скважин и колодцев, чаще всего не соответствует стандартным требованиям.
«К примеру, в отдаленных поселках Туркестанской области люди используют в качестве питьевой воды горячие источники, где вода выходит из-под земли. А при проверке выяснилось, что там есть превышения по взвешенным веществам. И люди, которые долгие годы жили и живут в этой местности, имеют болезни желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), желудка и других органов», - делится эксперт.
Поэтому очень важно не просто вести такую статистическую работу и собирать, где и какая по качеству вода. Необходимо улучшать работу по водоснабжению.
«Мы, конечно же, подготовили доклад о том, какие стандарты качества воды у нас, какие в Европейском Союзе, к примеру. Но дальше уже эту работу должен проводить Минздрав. Если необходимо, то должны пересматривать стандарты качества питьевой воды, улучшать систему водоподготовки, может где-то менять трубы. Нужно вводить требования, к примеру, к воде, подаваемой из подземных скважин», - считает Лаура Маликова.
От качества воды и воздуха зависит здоровье населения. Нужно просвещать людей о том, как пользоваться теми же подземными источниками воды.
«Есть доступ к централизованному водоснабжению, а есть просто доступ к воде. У нас дают информацию, что у 95% населения есть доступ к воде. При этом в эту категорию входят, как те, кто получает воду с центрального водопровода, так и те, кто из подземных скважин, а также пользуется просто речной водой. И это все считается, что у них есть доступ к воде. Другой вопрос - насколько эта вода пригодна для питья, насколько она соответствует нашим стандартам. Поэтому здесь нужно разделять, и по отдельности рассматривать проблему», - отмечает эксперт.
Если исследовать качество воды, то уже выявляется целый пласт проблем. То, что люди прямо из реки берут воду, кипятят ее и потребляют - тоже нельзя назвать качественным водоснабжением. То же самое касается и воды из подземных источников.
«Даже вот эта вода, поступающая через централизованное водоснабжение, как показали исследования, порой может быть некачественной. Например, в Атырауской, Мангистауской и Павлодарской областях есть проблемы с качеством такой воды. Поэтому это такая комплексная проблема. И ее нужно решать на уровне Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства водных ресурсов и ирригации, и Министерства здравоохранения», - полагает эксперт.
Министерство экологии и природных ресурсов должно предъявлять к природопользователям более жесткие требования, потому что они, в первую очередь, загрязняют воду. То есть воду необходимо отбирать до того, как природопользователи ее загрязнят.
«Поэтому все страны в Скандинавии для того, чтобы улучшить качество воды в первую очередь начали работать с загрязнителями. И только потом пошло улучшение качества питьевой воды. У них сейчас вода стала настолько хорошей, что они могут пить ее из-под крана», - говорит Лаура Маликова.
Для этого государственные органы должны работать сообща. А у нас они не могут скоординироваться и работать вместе. Бегут от ответственности.
«С них (госорганов) начинаешь спрашивать или предлагать что-то, они начинают говорить, что это не их компетенция. У каждого министерства есть по чуть-чуть компетенции, которую они могли бы использовать в этом направлении, и улучшить качество воды. Они должны работать и активно брать на себя ответственность. А не избегать ее, как у нас сейчас, к сожалению, происходит», - говорит эксперт.
Можно ли у нас пить воду из-под крана?
«Конечно, нет. Во-первых, у нас неизвестно как подготовили эту воду. К примеру, в Караганде люди жаловались на то, что они обнаружили червей в питьевой воде. То есть подготовленная вода затем может быть испорчена при ее транспортировке. А значит надо менять трубы. Может, их там не чистили много лет. И таких рисков много. Поэтому желательно иметь фильтр дома», - считает собеседник ИА «NewsHub.kz».
Не вызывает доверия качество бутилированной воды. Здесь тоже много моментов, которые надо учитывать: откуда они берут воду, в каких условиях она готовится. Были видео-факты, когда бутилированную воду готовили в антисанитарных условиях. К тому же, бутилированная вода дороже водопроводной. Правительство должно работать над тем, чтобы качественная питьевая вода доставлялась по централизованному водопроводу прямо в дома и квартиры казахстанцев. То есть нам нужно перестроить систему водоподготовки, которая включает не только сам объект водоподготовки, но и трубы, по которым вода доставляется до потребителя.
Это все связано также с политикой в области экологии и водных ресурсов. Необходимо проводить работу с загрязнителями, которые сбрасывают вредные вещества в окружающую среду. Так или иначе эти вещества через воду попадают в организм человека, нанеся вред его здоровью. То есть сперва надо находить первопричину и потом улучшать качество воды. Если вода у вас изначально загрязненная, для ее подготовки потребуется больше энергии, затрат и ресурсов. При этом не факт, что на выходе она будет хорошего качества.
«Кроме того, необходимо срочно прекращать добычу песка вокруг рек и озер. Они не зря там находятся. Песок выполняет роль природного фильтра, своего рода, очистителя воды. А у нас его изымают из естественной среды, тем самым, нанося вред экологии. К примеру, были факты, когда в Акмолинской области песок добывали прямо возле речки. Такую добычу надо прекращать. Природа сама все сделала, чтобы вода была чистой, чтобы она через естественные фильтры проходила. То есть, изымая песок вокруг рек и озер, мы портим качество воды. Такая вода затем плохо проходит искусственную фильтрацию, проводимую в процессе водоподготовки. К тому же наша система не предусмотрена для очистки и подготовки такой загрязненной воды. Таким образом, вода должна быть изначально чистой, прежде чем она будет подготовлена для отправки потребителю», - говорит Лаура Маликова.
Источник: NewsHub.kz
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.