Алматы. 9 июля. NewsHub - Россия снова пытается заблокировать отгрузку казахстанской нефти по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. Приморский районный суд города Новороссийск (РФ) 5 июля решил приостановить деятельность КТК на 30 суток. Причина - нарушение плана ликвидации аварийных разливов нефти, выявленного в ходе проверки.
Проверку предприятия инициировала вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко. Она поручила Ростехнадзору, Росприроднадзору и Росморречфлоту до 25 апреля 2022 года провести оценку технического состояния опасных производственных объектов АО «КТК-Р» и соблюдения экологических требований при их эксплуатации.
Необратимые последствия
Южное управление государственного морского и речного надзора Ространснадзора 28 апреля приняло решение о проведении выездной проверки КТК. Внеплановая проверка консорциума была осуществлена 6 мая. По ее результатам выявлено несколько документарных нарушений по плану ликвидации аварийных разливов нефти. Компании 6 июня выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 30 ноября этого года. Но управление Ространснадзора, не дожидаясь ноября, обратилось в суд с просьбой приостановить деятельность предприятия. Ходатайство консорциума об отложении рассмотрения дела, суд оставил без удовлетворения, и постановил назначить КТК наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток.
«Каспийский трубопроводный консорциум действует в рамках правового поля РФ и вынужден исполнить решение суда», - сообщили в компании.
При этом отмечается, что такого рода решения, согласно закону, исполняются судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей и т.д. Но в то же время законом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса. КТК является предприятием непрерывного цикла, немедленное приостановление его деятельности может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса на техническом объекте, в том числе его разрушение, поскольку технологические требования к транспортировке нефти не позволяют сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность, отметили в консорциуме.
Поэтому он направил в суд ходатайство с просьбой отложить исполнение постановления судьи о приостановлении деятельности предприятия.
7 июля в Министерстве энергетики Казахстана сообщили, что «в настоящее время экспорт казахстанской нефти через трубопроводную систему АО «КТК-Р» осуществляется в штатном режиме». При этом было отмечено, что «консорциум уже ведет работу с соответствующими государственными органами и ведомствами РФ по устранению документарных нарушений, указанных в предписании Ространснадзора».
Таким образом, блокировка нефтепровода, по которому транспортируется около 80% казахстанской экспортной нефти (53 млн тонн в 2021 году), еще не наступила, но она может быть осуществлена в любой момент, и зависит это от желания российских властей.
Другим путем
Между тем, казахстанские власти решили наладить другие пути экспорта нефти из республики. Президент Касым-Жомарт Токаев провел 7 июля совещание с участием руководства правительства, профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. На нем, в частности, глава государства отметил важность диверсификации поставок нефти.
«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов «Атырау - Кенкияк» и «Кенкияк - Кумколь», - отметил президент.
При этом перед правительством он поставил «стратегическую задачу - трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. «Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау», - подчеркнул глава государства.
Казахстан ранее уже предпринимал попытки наладить транспортировку нефти через Каспийское море. В 2007 году даже был подписан меморандум по проекту создания консорциума «Казахстанская Каспийская транспортная система» (ККТС). В проекте готовы были принять участие КазМунайГаз, Chevron, ExxonMobil, Луарко, Eni и Total. Планировалось проложить экспортный маршрут, который позволит транспортировать нефть из месторождений Тенгиз и Кашаган по нефтепроводу до порта Курык, далее на танкерах до морского терминала в Баку, где сырье уже отгружалось бы в нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД), который выходит в Средиземное море, то есть в Южную Европу. Предполагалось, что мощность трубопроводной системы на начальном этапе составит 23-25 млн тонн в год с возможностью расширения в будущем до 56 млн тонн. Проект предусматривал строительство нефтеналивного терминала в порту Курык, прокладку нефтепроводов, создание флотилии нефтеналивных барж для транспортировки нефти морем, установку соединительных сооружений для подключения к БТД. Стоимость проекта оценивалась в $3 млрд. Но он так и не был реализован. Возможно, из-за российско-грузинской войны, случившейся в 2008 году (часть маршрута проходит по территории Грузии), или же реализация проекта была отложена на поздний срок, поскольку участники КТК пришли к соглашению по проекту расширения нефтепровода.
Второй раз вопрос о строительстве ККТС поднимался в октябре 2016 года, аккурат перед началом коммерческой добычи нефти на Кашагане. Тогда Мажилис одобрил проект Закона «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке в содействии транспортировке нефти из РК через Каспийское море и территорию АР на международные рынки посредством системы БТД».
В рамках проекта планировалось создание нефтетранспортной системы «Ескене-Курык-Баку» протяженностью свыше 700 км. Предусматривалось строительство нефтеперекачивающей станции на месторождении Тенгиз, магистрального нефтепровода «Тенгиз-Опорный-Узень-Актау», нефтяного терминала и нового порта в городе Курык, а также реконструкцию и расширение порта Актау. Основной частью проекта должен был стать нефтепровод от Ескене (район расположения завода по подготовке кашаганской нефти) до порта Курык. При этом стоимость проекта уже повысилась до $5 млрд, половину которых планировалось потратить на строительство нефтепровода «Ескене-Курык». Проект не был реализован.
Регионы поставок казахстанской нефти в 2019-2020 годах
Необходимые условия
Теперь же, с учетом неопределенности в ситуации с КТК, а также предполагаемым ростом добычи на Тенгизе и Кашагане, Казахстану приходится искать альтернативные маршруты экспорта нефти. ККТС может стать одним из лучших вариантов.
Аналитическое агентство IHS Markit прогнозирует, что к 2025 году экспорт казахстанский нефти достигнет максимального уровня в 83,2 млн тонн в год, а затем начнется длительное снижение, в результате которого в 2050 году объемы экспорта окажутся примерно на 26% ниже, чем в 2020 году, составив 51 млн тонн (в 2021 году из Казахстана было экспортировано 67,6 млн тонн нефти). При этом европейские рынки продолжат играть чрезвычайно важную роль на протяжении всего прогнозного периода, но доля рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в совокупном показателе будет расти, частично за счет увеличения танкерных перевозок из западных экспортных точек, а также по Казахстанско-Китайскому трубопроводу.
При этом в 2021 году в IHS Markit больше не рассматривали БТД в качестве маршрута экспорта казахстанской нефти ни в одном из своих сценариев. Перспективы развития Казахстанско-Каспийской транспортной системы с превращением ее в крупный маршрут экспорта нефти из Казахстана в настоящее время представляются весьма отдаленными, и казахстанские производители просто не нуждаются в БТД, учитывая снижение совокупных объемов экспорта и наличие более экономически выгодных альтернатив, считали эксперты. Под экономически выгодным маршрутом, конечно, имелся в виду нефтепровод КТК. Это признают сами операторы трех крупных месторождений - Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. Возможно, поэтому Chevron в апреле 2020 года продала, принадлежавшие ей 8,9% акций БТД венгерской нефтегазовой компании MOL. Но война в Украине поменяла все планы и прогнозы. Теперь Евросоюз, наметивший к 2027 году полностью отказаться от покупки российского ископаемого топлива (в 2021 году страны ЕС импортировали свыше 108 млн тонн российской нефти), очень нуждается в альтернативных поставках. При этом Казахстан ежегодно экспортирует в Европу свыше 50 млн тонн нефти.
Что касается Транскаспийского маршрута, то британская BP (основной акционер БТД) в марте этого года заявила, что трубопровод располагает пропускной способностью, которую можно использовать для экспорта казахстанской нефти. Мощность нефтепроводной системы превышает 50 млн тонн в год. В прошлом году по ней было отгружено всего 26,4 млн тонн нефти. То есть около 25 млн тонн нефти казахстанские экспортеры могли бы перекинуть с КТК на БТД. Еще часть нефти можно отправлять через Иран при помощи своп-операций, когда республика поставляет нефть в иранские НПЗ на севере, а взамен забирает такой же объем на юге, в районе Персидского залива. Но опять же для этого нужно инвестировать в строительство соответствующей инфраструктуры. Если в 2016 году проект ККТС оценивался в $5 млрд, то во сколько он обойдется теперь? Готовы ли акционеры Тенгизского, Кашаганского и Карачаганакского проектов, которые и являются основными экспортерами казахстанской нефти, финансировать строительство маршрута или же Казахстану придется выделять деньги из Нацфонда?
Алибек Нури
P.S.: Также подробно о ситуации вокруг КТК и экспорта казахстанской нефти можно прочитать в материале «Нефть. Авария на КТК. Какой урок должен усвоить Казахстан?».