Последние пару лет участились случаи остановки нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому транспортируется около 80% казахстанской экспортной нефти. Часть общества в Казахстане, а также казахстанские и иностранные эксперты, СМИ считают эти остановки политически мотивированными, и связывают их с желанием Москвы оказать давление на власти республики, особенно после того, как президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что не признает Донецкую и Луганскую народные республики. Однако, сегодня, 16 января на пресс-конференции в Астане генеральный директор АО «КТК» Николай Горбань заявил, что трубопроводная система никогда не останавливалась по политическим причинам.
За последние годы на Черном море отмечается рост количества штормов, говорит Николай Горбань. Если, к примеру, до 2017 года в среднем в году было 60-75 штормовых дней, то в прошлом году таких дней было уже 111. Соответственно, это влияет на способность морского терминала отгружать нефть на танкеры. Если в 2021 году из-за погодных условий КТК простаивал 16 календарных дней, то в 2023 году - 27.
КТК наливает нефть в танкеры через выносные причальные устройства (ВПУ) в 5 км от берега, что позволяет отгружать сырье даже при неблагоприятных погодных условиях. Поэтому количество дней-простоев не прямо пропорционально количеству штормовых дней в году. В 2023 году коэффициент эксплуатационной готовности системы составил 97%.
Глава КТК не исключает, что рост количества штормов возможно связано с изменением климата. По статистике, больше всего штормовых дней в феврале, марте и ноябре.
Между тем, когда журналист спросил у Горбаня относительно альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти, чтобы не зависеть от КТК, который (в 2022 году) останавливался, якобы, после политических высказываний руководства страны о непризнании ДНР и ЛНР, спикер ответил, что ни разу не было, чтобы трубопроводная система останавливалась по политическим причинам или после высказываний кого-либо.
«Все остановки трубопроводной системы нашей были связаны либо с технологическими причинами, либо с природными. (…) Мы не связаны с политикой ни в коей мере. Поэтому кто бы где-то ни высказывался из-за этого остановок не происходило», - сказал гендиректор КТК.
Он также считает, что ни о какой зависимости Казахстана от КТК не может быть речи.
«Как может быть зависимость от собственного проекта? Это проект рентабельный, это проект экономически оправданный. Это кратчайший маршрут (для экспорта казахстанской нефти). Это выгодно для Казахстана и для всех грузоотправителей, и международных компаний, работающих здесь», - сказал Горбань.
В прошлом году КТК завершил реализацию программы устранения узких мест, которая позволила увеличить пропускную способность трубопровода с 67 млн до 83 млн тонн в год, из них квота прокачки казахстанской нефти выросла с 55 млн до 72,5 млн тонн.
Заместитель гендиректора КТК по связям с правительством РК Каиргельды Кабылдин считает, что альтернативы КТК на сегодняшний день нет. Он говорит, что нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», транспортировка в Китай или через Иран, могут рассматриваться как дополнительные маршруты для тех объемов нефти, которые в будущем могут быть в Казахстане, и которые превысят мощности системы КТК.
Рекордный год
Нефтепровод КТК был введен в эксплуатацию в 2001 году. Он начинается на месторождении Тенгиз в Жылыойском районе Атырауской области и заканчивается в районе поселка Южная Озереевка на берегу Черного моря недалеко от города Новороссийск в России. Протяженность трубопровода - 1,5 тыс. км. С момента его запуска по нему на экспорт было отправлено около 894 млн тонн казахстанской и российской нефти, в пропорции примерно 90 и 10 процентов, соответственно.
В 2023 году по системе были отгружены рекордные 63,5 млн тонн нефти, из них 56 млн тонн от казахстанских и 7,4 млн тонн российских грузоотправителей.
В 2024 году консорциум планирует транспортировать более 70 млн тонн нефти, заявленные экспортерами, из них свыше 60 млн тонн казахстанской.
Также представители КТК сообщили, что работа над модернизацией трубопроводной системы продолжается. В ближайшие несколько лет оператор планируется поменять около 400 км линейной части магистрального нефтепровода. В декабре прошлого года КТК уже приступил к замене первых 27 км. В 2026 году планирует начать замену действующих с 2001 года двух ВПУ.
В 2023 году консолидированная выручка КТК составила $2,3 млрд, из них доля казахстанского филиала - $460 млн или почти 210 млрд тенге. Чистая прибыль АО «КТК-К» - 77 млрд тенге. Налоговые отчисления за год - около 80 млрд тенге.
Компания ожидает, что в 2024 год общая выручка вырастет до $2,5 млрд. Тогда прогнозные доходы КТК-К составят 236 млрд тенге, чистая прибыль - 92 млрд тенге, а налоговые отчисления - 48 млрд тенге.
В 2023 году акционеры консорциума получили $1,34 млрд дивидендов. В том числе консорциум впервые выплатил промежуточные дивиденды отдельно акционерам КТК-К в Казахстане - $93,5 млн.
Акционеры АО «КТК»: Россия - 31%, Казахстан - 20,75%, Chevron - 15%, Лукойл - 12,5%, ExxonMobil - 7,5%, Shell - 7,5%, Роснефть - 3,75%, Eni - 2%.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.