Издание газет, журналов и другой периодики в издательском бизнесе занимает 44,5% или 27,4 млрд тенге от общего оборота отрасли. При этом показатели в сегментах разные. Например, издание журналов и прочей периодики в прошлом году составило 5,8 млрд, что на 7,2% больше, чем 2021 году. Годом ранее наблюдалось падение на 13,9%. Но в сравнении с показателями пятилетней давности объём услуг в этом сегменте снизился почти вдвое.
Услуги же по печати газет за прошлый год выросли на 15,9%, до 21,6 млрд тенге. Вроде бы заметный рост, если бы не одно «но». Пять лет назад, в 2017 году, предприятия-издатели тоже напечатали газет более чем на 21 млрд тенге. Все последующие годы объём услуг в отрасли оставался в пределах лишь 17-18 млрд тенге в год. С учётом инфляции возвращение к показателям 2017 года едва ли можно считать достижением, отмечает EnergyProm.
Аналитики считают, что бизнесу, занятому в таком виде деятельности, как издание газет, явно приходится непросто. Если отследить изменение цен на услуги типографий для печати газет, то за 2017-2019 годы и в 2022-м удорожание в секторе не превышало 3%. А в годы пандемии издательства пришлось снизить расценки на 5%-7%.
Совсем другая ситуация наблюдалась по производству бумаги и бумажной продукции. Основное сырьё для выпуска газет существенно дорожало каждый год за исключением 2019-го, что, конечно же, отразилось на стоимости конечной продукции - непосредственно печатного номера газеты.
Без рекламы
Ухудшение финансового положения редакций, которые столкнулись с ростом затрат на печать бумажных версий газет, спровоцировало также и отток рекламодателей из прессы в онлайн-СМИ и на ТВ.
Согласно обзору рекламного рынка Казахстана, выполненного TNS Central Asia, в 2018-2020 годах реклама в печатных СМИ сокращалась на 32,6% - 38,9% ежегодно. В прошлом году пресса потеряла ещё 12,2% своего рекламного объёма.
При этом необходимо отметить, что часть СМИ получает прибыль за счет размещения государственных информационных заказов. По сведениям общественного фонда «Правовой медиа-центр», в течение 2019-2021 годов власти потратили на размещение своих материалов в прессе 153 млрд тенге, из в них в государственных изданиях - 140 млрд, частных - 13 млрд. Получается, что в среднем ежегодно на размещение своих заказов государство выделяло 51 млрд тенге. При этом, согласно данным Центрально-Азиатской Рекламной Ассоциации, к примеру, в 2021 году суммарный объем рекламы в сегментах: ТВ, Интернет, Наружная реклама, Радио, Пресса составил 76,5 млрд тенге.
Интернет победил
Снижение интереса рекламодателей - процесс, параллельный снижению популярности СМИ у аудитории. Печатная пресса проиграла войну интернет-изданиям и социальным медиа. В информационной доктрине Казахстана, опубликованной в конце марта этого года на сайте президента республики, говорится, что печатные издания в стране остаются основным источником информации лишь для 9% граждан. И это преимущественно люди старшего поколения.
Ниже в таблице можно увидеть данные по основным причинам закрытия крупных печатных изданий за последние десять лет. В список почивших в последние два года вошли такие крупные некогда популярные газеты, как «Караван», «Мегаполис» и одно из старейших казахстанских изданий - «Экспресс К», которому было 103 года. Отказ от печатных версий отмечается даже в тех редакциях, которые имели «за спиной» надёжного инвестора или были филиалами крупных издательских холдингов России. К ним относятся «Известия Казахстан» и «Московский комсомолец в Казахстане». Они ушли с рынка страны ещё в 2013-2014 годах.
Закрытие печатных версий газет в РК в 2013-2023 годы
Одна из часто упоминаемых причин закрытия СМИ - финансовая несостоятельность бизнес-модели газеты как таковой. Поэтому многие редакции, принявшие решение продолжить работу после закрытия бумажной версии газеты, переходили полностью в электронный формат и находили новые формы работы с аудиторией и рекламодателями.
Другие упоминаемые причины закрытия, также повлиявшие на экономическое положение редакций, это потеря интереса аудитории и, как следствие, падение тиражей и снижение доступности точек продажи прессы.
Согласно данным ОФ "Правовой медиа-центр", по состоянию на сентябрь 2022 года в Казахстане зарегистрировано 5283 СМИ, из которых 3715 - периодические печатные издания, 191 - телеканалы, 84 - радио, 1017 - информационные агентства и сетевые издания. Из них казахстанские - 5007, иностранные - 276.
По данным Министерства информации и общественного развития, проведенный в 2021 году опрос общественного мнения показал, что наиболее популярными источниками информации в Казахстане являются Instagram, «Youtube» и «Facebook». 39% опрошенных респондентов сообщили о том, что не смотрят телевизор.
ИА "NewsHub.kz"