Погрузка нефти на морском терминале КТК полностью остановлена

Казахстан ищет альтернативные маршруты экспорта нефти

Фото: Фото: cpc.ru

Алматы. 23 марта. NewsHub - Каспийский трубопроводный консорциум 23 марта сообщил, что погрузка нефти на морском терминале под Новороссийском полностью остановлена, приём в трубопровод пока продолжается, но резервуаров хватит лишь до конца четверга, в итоге отгрузки нефти на терминале компании в марте и апреле могут упасть в пять раз.

Сообщается, что специалисты Росприроднадзора приступили к мониторингу обстановки в районе морского терминала. Инспекторы произвели отбор необходимых для экологического контроля проб. Ситуацию в морском районе контролирует также МЧС РФ. Для осмотра акватории направлен вертолет ведомства Ми-8. Следов разлива нефти в море не зафиксировано.

В настоящий момент погрузка на морском терминале приостановлена. 21 марта в ходе внеочередной инспекции выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов выносного причального устройства (ВПУ-3). Принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. 22 марта по результатам водолазного обследования были выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Это причальное устройство также незамедлительно было выведено из эксплуатации, отметили в КТК.

«Своевременное выявление неисправностей позволило исключить возможность аварийного разлива нефти в акваторию Черного моря, таким образом риск для создания аварийной ситуации отсутствует», - заявили в КТК.

В Министерстве энергетики Казахстана сообщили, что ведомство проводит консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала, при этом прорабатываются возможности отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам. 

Помимо КТК республика экспортирует нефть также по трубопроводу Атырау-Самара, который также проходит по территории России и выходит на балтийский порт Усть-Луга (12 млн тонн в 2021 году) и через морской порт Актау (2,1 млн тонн). Есть также маршрут в Китай по системе Атырау-Кенкияк-Атасу-Алашанькоу. Однако, возможности этих маршрутов ограничены по сравнению с системой Каспийского трубопроводного консорциума.

Ранее в КТК отметили, что в распоряжении компании имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. Однако закупить запчасти ВПУ будет сложно. Руководство консорциума сообщило о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу. При этом отмечается, что проведение ремонтов вероятно займет продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды.

«К сожалению, то, что касается шлангов или комплектующих устройств, это все иностранные поставки, аналогичного у нас в России не существует. Это довольно уникальные вещи, они не имеют большого спроса, поэтому понятно, что производством никто не занимался, но будем искать какие-то альтернативы», - сказал генеральный директор АО «КТК» Николай Горбань.

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин считает, что на устранение повреждений может понадобиться до двух месяцев.

По КТК транспортируется казахстанская нефть в основном из месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. В 2021 году по КТК было отгружено на мировые рынки 60,7 млн тонн нефти, из которых более 53 млн тонн из Казахстана (это около 78,4% от всего объема экспортной нефти республики, который в прошлом году составил 67,6 млн тонн), еще свыше 7,6 млн тонн нефти поступило с территории России.

Трубопровод ввели в эксплуатацию в 2001 году. Он был построен для транспортировки казахстанской нефти из месторождений, расположенных на западе республике. На сегодняшний день 31% акций консорциума принадлежат России (Транснефть - 24%, КТК Компани - 7%), 20,75% - Казахстану (КазМунайГаз - 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%).

Помимо этого, владельцами трубопровода являются компании: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (США) - 15%, Lukarco B.V. (РФ/Нидерланды) - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company (США) - 7,5%, Rosneft–Shell Caspian Ventures Limited (РФ/Великобритания) - 7,5%, BG Overseas Holding Limited (Великобритания) - 2%, Eni International N.A. N.V. (Италия) - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC (Великобритания) - 1,75%.

Follow News

Error in the text? Please let us know. Highlight the error and press Ctrl + Enter