Суд оштрафовал КТК на 5,3 млрд рублей за разлив нефти в Черном море

Консорциум собирается и "дальше отстаивать свою позицию в судебном поле"

Фото: cpc.ru

Алматы. 28 апреля. NewsHub - Арбитражный суд Краснодарского края (Россия) удовлетворил иск Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора к Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) на возмещение 5,3 млрд рублей (около $72 млн по курсе на 28 апреля) ущерба за разлив нефти под Новороссийском.

«27 апреля 2022 года Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора против Каспийского трубопроводного консорциума в полном объёме. Сумма исковых требований Росприроднадзора составляет 5,285 млрд рублей», - говорится в сообщении природоохранного ведомства.

Разлив нефти под Новороссийском произошел 7 августа 2021 года при загрузке греческого танкера Minerva Symphony с выносного причального устройства (ВПУ), принадлежащего КТК. В ходе загрузки вышел из строя гидрокомпенсатор выносного причального устройства, в результате чего произошел разлив нефти. Причиной аварии мог стать заводской брак. Компания просила отложить рассмотрение.

Комментарий КТК

В консорциуме отметили, что размер вреда рассчитан Росприроднадзором (РПН) по формуле, предусмотренной пунктом 13 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Согласно этой формуле, масса нефти, попавшей в водный объект, является базовой величиной для определения таксы для исчисления размера вреда. Между КТК и РПН имеются существенные и принципиальные разногласия по данному вопросу.

«Мы с полной уверенностью полагаем, что в водный объект в результате аварии попало 69,1 тонны нефти. Считаем, что примененные Росприроднадзором способы определения массы нефти не позволяют получить корректный результат по ряду причин», - говорится в сообщении КТК.

Компания поясняет, что РПН не учитывает технологические и конструктивные особенности морского терминала КТК, в силу которых часть нефти, прошедшей через узел учета СИКН (системы измерений количества и показателей качества нефти), показания которого РПН использует в своем расчете, физически не могла попасть в водный объект, поскольку соответствующая нефть осталась в морском подводном трубопроводе (длиной 5 км), расположенном после узла учета СИКН, осталась в технологическом стакане ВПУ (выносное причальное устройство).

В КТК считают, что РПН в рамках своего расчета не применил иные способы определения массы нефти, предусмотренные методикой, например, по площади разлива, определенной с помощью инструментальных или визуальных методов, по количеству нефти, собранной нефтемусоросборными или другими средствами при ликвидации разлива нефти, на основе оценок состояния акватории водного объекта и внешних признаков пленки нефти.

Компания полагает, что при решении судом вопроса о массе нефти, попавшей в водный объект, стороны в любом случае не должны быть лишены возможности представить необходимые доказательства в подтверждение своей позиции по данному вопросу. Поэтому компания просила суд о проведении судебной экспертизы.

«Отказ фактически лишил КТК возможности представлять доказательства в обоснование наших возражений, что нарушает принцип равноправия и состязательности сторон. КТК демонстрировал готовность к корректному установлению объемов разлива в досудебном диалоге с РПН, но не был услышан. По факту мы видим только безапелляционные заявления об исключительной правоте надзорного органа, основанные на упомянутых методиках», - отмечает компания.

Консорциум собирается и «дальше отстаивать свою позицию в судебном поле, доказывать свою правоту и несовершенство методик, которые позволяют при оценке ущерба завысить объемы разлитого в разы, а соответственно и сумму, предъявляемую к возмещению».

КТК построен для транспортировки нефти, в основном, с казахстанских месторождений, расположенных на западе республики. Ежегодно по нефтепроводу протяженностью свыше 1,5 тыс. км, транспортируется около 80% экспортной нефти Казахстана (более 53 млн тонн в 2021 году). 25 апреля трубопроводная система возобновила работу на полную мощность после месячного простоя двух из трех выносных причальных устройств, поврежденных во время шторма.

139