Пилоты Qazaq Air выразили серьезное недовольство в своем обращении, адресованном председателю правления авиакомпании Адилбеку Умралиеву, передает КазТАГ.
«Мы, коллектив пилотов, обращаемся к вам с просьбой пересмотреть действующую систему оплаты труда. В последние годы мы неоднократно шли навстречу интересам компании: подписали увеличение годового налета до 900 часов по инициативе руководства; в летний период отказались от запланированных отпусков, обеспечив выполнение производственной программы; регулярно выполняем дополнительные полёты в выходные дни по запросу Crew Control; практически не используем больничные, поддерживая стабильность графика и бесперебойность полетов. Несмотря на это, в настоящее время сложилась ситуация, вызывающая серьезное недовольство в коллективе», - говорится в обращении, достоверность которого редакции КазТАГ подтвердил действующий пилот Qazaq Air.
В документе приводятся причины недовольства.
«Фактическая нагрузка. При среднем месячном налете в 80 часов пилоты Q400 выполняют около 50 взлетов и посадок, тогда как на Boeing или Airbus при том же налете выполняется всего 20-25. Как известно, именно взлет и посадка являются наиболее ответственными и сложными этапами работы, требующими максимальной концентрации и профессионализма. Таким образом, фактическая нагрузка на пилотов Q400 значительно выше при равном налете по сравнению с другими типами ВС, что приводит к существенному росту усталости пилотов и, как следствие, повышенному риску снижения работоспособности», - пояснили авиаторы.
Вторым пунктом они отмечают уровень заработной платы.
«Размер заработной платы пилотов нашей компании остается в два раза и более ниже, чем у коллег в других авиакомпаниях Казахстана. Повышение, проведенное весной, не оказало ощутимого влияния на итоговый доход. Вопрос заключается не в стремлении получить больше, а в необходимости обеспечить справедливую компенсацию труда в соответствии с рыночными условиями», - сказано в обращении.
Третьим пунктом отмечен кадровый вопрос.
«Значительная часть действующих командиров находится в предпенсионном возрасте. Молодые вторые пилоты, которые могли бы в ближайшее время занять командирские должности, не видят мотивации из-за низкого уровня оплаты. В результате наблюдается отток опытных вторых пилотов в другие авиакомпании с более привлекательными условиями. Только за период 2024-2025 годов компанию покинуло восемь командиров и восемь вторых пилотов, среди которых – бывший шеф-пилот и несколько инструкторов. Это серьезная потеря для компании, которая напрямую ослабляет её кадровый потенциал и отрицательно влияет на уровень безопасности полетов. Сегодня большинство вторых пилотов в нашей компании составляют джуниоры, что дополнительно осложняет подготовку новых командиров», - уточняется в документе.
Четвертой причиной недовольства названо разделение в оплате труда командиров.
«Сохраняется значительная разница в оплате труда между местными и иностранными командирами при одинаковой ответственности и объёме выполняемой работы. Такая практика негативно отражается на моральном климате в коллективе и снижает мотивацию местных пилотов», - пояснили пилоты.
Еще одной причиной названа оплата ночных полетов.
«Во всех авиакомпаниях Казахстана и мира ночные рейсы оплачиваются отдельно и по повышенным ставкам. У нас же применяется система «Ночной смены», которая не учитывает фактическую специфику и нагрузку ночных полетов», - посетовали летчики.
Исходя из вышеизложенного, они попросили руководство:
- пересмотреть действующие подходы к оплате ночных рейсов;
- повысить оклад командиров воздушных судов не менее чем на 30%;
- повысить оклад вторых пилотов не менее чем на 50%;
- увеличить оплату налета для всех пилотов на 30%.
«Это позволит достичь хотя бы среднего уровня заработной платы коммерческих пилотов Казахстана, станет справедливым и конкурентоспособным шагом со стороны компании и поможет избежать утечки кадров. Мы искренне благодарим за внимание к нашему труду и рассчитываем на конструктивное решение данного вопроса, которое позволит укрепить лояльность пилотов, сохранить кадровый потенциал и обеспечить долгосрочную стабильность компании», - добавили пилоты.