В Мининформ объяснили нормы законопроекта по защите детей от кибербуллинга

Ведомство налаживает сотрудничество с собственниками международных соцсетей

Фото: Фото: pixabay.com

Нур-Султан. 14 марта. NewsHub - На сегодняшний день, в СМИ и социальных сетях активно обсуждается ряд норм принимаемого законопроекта, однако указанная в публикациях информация не является исчерпывающей, сообщает Министерством информации и общественного развития РК.

В одобренном Мажилисом во втором чтении законопроекте по вопросам защиты прав ребенка отсутствует норма по обязательной регистрации филиалов иностранных онлайн-платформ в Казахстане.

Поднимаемая в публикациях норма предусматривалась в первоначальной версии законопроекта, которая рассматривалась 15 сентября 2021 года в первом чтении законопроекта. Вместе с тем, в ходе пленарного заседания по данному законопроекту были даны замечания, в том числе по пересмотру вышеуказанной нормы, поясняет ведомство.

Так, в рамках заседания рабочих групп законопроекта, ряд норм были пересмотрены. Соответственно норму по открытию филиалов или представительств переработали и заменили на назначение своего законного представителя уполномоченного по взаимодействию с уполномоченным органом в области СМИ и только для иностранных социальных сетей и мессенджеров, доступ к которым в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории РК.

Введение нормы, устанавливающей временные рамки удаления вредоносного контента обуславливается тем, что обычно травля происходит в закрытых группах и сообществах, где выявить такие факты, не имея доступа, практически невозможно. Все знают про ставшие популярными в социальных сетях суицидальные группы, где мониторинг выявил много материалов суицидального характера в отношении подростков.

«Несколько месяцев ушло у министерства на удаление противоправных материалов из социальных сетей. Мониторинг сейчас фиксирует новые группы в социальных сетях, направленные также на подростков», - отмечает мининформ и добавляет, что «предписания уполномоченного органа социальными сетями рассматриваются продолжительное время, соответственно актуальность удаления информации теряется и влечет вред для детей».

Фактически данные поправки никак отрицательно не повлияют на обычных пользователей, за исключением случаев, когда их действия будут подпадать под квалификацию кибербуллинга, считают в ведомстве.

Сообщается, что при разработке поправок детально изучен международный опыт, по итогам которого установлено, что мировое сообщество предпринимает попытки законодательного регулирования данной сферы. Например, в некоторых странах Европы приняты нормы по правовому регулированию интернет-пространства с учетом специфики местного законодательства.

Также отмечается, что в странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки проводится работа по законодательному регулированию интернет-пространства, в том числе социальных сетей и мессенджеров. Мировое сообщество, понимая важность проблемы, проводит соответствующую работу.

Министерство за последние годы активно налаживает сотрудничество с собственниками международных социальных сетей, проведены переговоры с представителями компании социальными сетями - «ВКонтакте», «Одноклассники», «Mail.ru», «Livejournal», «Facebook», «Instagram», «Tik tok», «linkedin», мессенджера «Telegram», которые восприняли данную инициативу с положительной стороны и выразили согласие на исполнение данных норм, заявили в министерстве.

Иностранными соцсетями проводится работа по определению и назначению законного представителя. Представители интернет-компаний в целом с пониманием воспринимают предложения о сотрудничестве в вопросах удаления противоправного контента, нарушающего требования международного права и законодательства РК, утверждает Мининформ.

В ведомстве отметили, что законодательством РК запрещена цензура. Соответственно, предлагаемые нормы не противоречат нормам международного права и действующим нормам законодательства страны. Министерство в соответствии с новеллами законопроекта не наделяется компетенцией препятствующей свободной деятельности социальных сетей и мессенджеров и ограничивающей свободу выражения мнений.

188