Developments

Беларусь более чем на 80% поднимает тариф на прокачку нефти по «Дружбе»

06 июня 2023, 19:05
4 мин. чтения
548
Беларусь более чем на 80% поднимает тариф на прокачку нефти по «Дружбе»
dw.com

Беларуский оператор нефтепровода «Дружба» компания «Гомельтранснефть Дружба» предложила российской «Транснефти» на 84% повысить тарифы за транзит нефти через территорию республики.

Компания объяснила, что вынуждена так поступить из-за снижения общего объема транзитной транспортировки.

В частности, она планирует увеличить тариф на транспортировку нефти в направлении Польши и Германии с $0,91 до $1,67 за 100 тонно-километров, в направлении Украины - с $1,14 до $2,09.

При этом компания отмечает, что аналогичные решения по увеличению тарифов на транспортировку нефти приняты в этом году операторами Украины и Казахстана.

АО «Укртранснафта» с 1 января повысило тариф на транзит нефти через Украину в направлении Венгрии и Словакии с $1,8 до $2,1 за 100 тонно-километров. Также украинский оператор запланировал двухэтапное повышение данного тарифа с 1 июня до $2,65, с 1 августа - до $3,3.

АО «КазТрансОйл» увеличивает с 1 июля тариф за услугу по перекачке нефти по магистральным нефтепроводам на экспорт с $1,97 до $2,27 за 100 тонно-километров.

Беларуским направлением «Дружбы» Казахстан начал пользоваться в этом году, после того как стала экспортировать по нему сырье в Германию. Топливо идет сначала по нефтепроводу «Атырау-Самара» поступает в систему Транснефти в России, далее нефтепровод «Дружба» заходит в Беларусь, откуда южная ветка через Украину направляется Венгрию, Словакию, Чехию и Хорватию, а северная ветка проходит через Польшу в Германию. Республика обязалась в этом году поставить в ФРГ 1,2 млн тонн нефти. Но операция, похоже, пока идет не совсем гладко.

Поставки начались в феврале, и до мая (за три месяца) отправлено всего 90 тыс. тонн нефти. Ранее ряд зарубежных изданий сообщил, что республика не может найти дополнительных объемов топлива для поставок в Германию. Reuters отмечал, что в ФРГ планируется поставлять карачаганакскую нефть. В составе консорциума, разрабатывающего Карачаганак присутствуют итальянская Eni и англо-голландская Shell, которые являются акционерами немецкого НПЗ в городе Шведт, оставшегося без сырья после отказа покупать российскую нефть.

Тем не менее, президент Касым-Жомарт Токаев на недавней встрече «Центральная Азия - Европейский союз» заявил, что Казахстан может увеличить поставки нефти в Германия (по некоторым сведениям, в 6 раз по сравнению с нынешними объемами).

Предлагая повышение тарифов, белорусская сторона исходит из того, что есть реальное основание для роста тарифа, а именно – существенное сокращение объема прокачки по северной ветке (в Германию и Польшу, которые отказались от российской нефти).

"Но они понимают, что если все эти возросшие затраты переложить только на северную ветку, то надо тариф очень сильно поднять, и тогда будет вообще невыгодно качать по северной ветке казахстанскую нефть на немецкие нефтеперерабатывающие заводы", - сказал агентству «Sputnik» аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Представитель фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев считает, что в какой-то момент Беларусь, стремясь компенсировать снижение тарифной выручки, может в принципе потерять этот транзит, а российские экспортеры - перенаправить свою нефть в черноморские и балтийские порты.

По его мнению, если в ближайшие 5-7 лет не произойдет возврата к уровням прокачки 2021 года, то рациональной стратегией для беларуской компании является рассмотрение вопроса о консервации части транспортных мощностей, и, соответственно, сокращении расходов на их обслуживание.

Прибыль, которую в случае повышения тарифов получит беларуская компания от транзита казахстанской нефти, будет несущественной (из-за небольших объемов нефти), считает сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Устроят ли новые условия казахстанскую сторону - также большой вопрос, считает он.

Вместе с тем Митрахович усомнился в том, что казахстанские поставщики нефти откажутся от транзита через Беларусь, поскольку в случае доставки топлива по Балтийскому морю возникает ряд других проблем.

"Есть ограничение на прием этой нефти в Польше и Германии. В Польше есть порт Гданьск, но он не резиновый. А в Германии есть порт Росток - он вообще небольшой. Туда крупные танкеры даже заходить не могут", - говорит он.

Именно поэтому, по словам эксперта, немцы и были заинтересованы в частичном продолжении функционирования "Дружбы".

Что интересно, в 2022 году Казахстан стал третьим крупным поставщиком нефти в Германию. Согласно данным государственного статистического ведомства ФРГ, общий импорт сырой нефти в Германию в прошлом году вырос до 88,2 млн тонн с 81,3 млн тонн в 2021 году. Из них на Россию пришлось 22,4 млн тонн, на США - 12,1 млн, на Казахстан - 9,1 млн. Речь, скорее всего, идет о поставках казахстанской нефти морским транспортом. В конце прошлого года немецкие власти заявили, что с 2023 года полностью прекращают импорт российской нефти. Поставки из Казахстана, особенно по нефтепроводу «Дружба», могли бы частично заместить российскую нефть.

/category/news
Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

01 июля
30 июня
29 июня