

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Канат Нуров направил председателю сената Маулену Ашимбаеву письмо с просьбой оставить компаниям на общеустановленном режиме право на вычеты при закупках у поставщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощённой декларации. Он передал предложения предпринимателей: сохранить запрет только для операций между связанными сторонами и ввести 8-процентную ставку налога для поставщиков, работающих с бизнесом на общеустановленном режиме.
В письме Нуров указывает на пункт 16 статьи 286 нового Налогового кодекса, который полностью лишает компании на общеустановленном режиме возможности относить на вычеты расходы по товарам, приобретённым у субъектов упрощённого режима. По его словам, в адрес омбудсмена и в НПП «Атамекен» поступает большое количество жалоб. Бизнес предупреждает, что запрет делает сотрудничество с малым бизнесом экономически невыгодным, увеличивает налоговую нагрузку, себестоимость и цены у крупных компаний, а также повышает затраты малого бизнеса.
Нуров отмечает, что такая норма фактически разделяет экономику на два несвязанных сегмента или провоцирует уход сделок в тень, что противоречит целям фискальной политики.
Согласно приведённым данным, 70% всех предприятий используют упрощённый режим или режим розничного налога, которые в следующем году объединят в один - на основе упрощённой декларации. При переходе этих компаний на общеустановленный режим с уплатой НДС им потребуется квалифицированное бухгалтерское сопровождение. Однако, как подчеркивает омбудсмен, в Казахстане количество бухгалтеров в несколько раз меньше необходимого, что может привести к «техническому коллапсу» в налоговом учёте и росту рисков закрытия бизнеса из-за штрафов и проверок.
По его информации, среди крупных предприятий расходы на поставщиков, работающих по специальному режиму, составляют в среднем всего 1-2% - в основном это транспортные услуги, питание, логистика и аренда. Если учитывать все компании на общеустановленном режиме с оборотом почти 140 трлн тенге в 2023 году, доля упрощёнников составляет лишь 3,8%, а значит, риск занижения корпоративного подоходного налога минимален.
Омбудсмен также указывает, что правительство не представило обоснованных расчётов, подтверждающих необходимость запрета. По данным Минэкономики, оборот бизнеса на упрощённом режиме в 2023 году составил 15,07 трлн тенге, из них 5,37 трлн - сделки с компаниями на общем режиме. Даже если считать, что 30% операций совершают недобросовестные налогоплательщики и налог занижается на 20%, фискальный эффект от запрета составит около 270-280 млрд тенге, то есть примерно 1% от планируемых доходов бюджета на 2026 год.
В качестве альтернативы предприниматели предлагают ограничить вычеты только для связанных сторон, вводить риск-ориентированный контроль вместо полного запрета, а также сократить предельный доход для применения упрощённого режима с 600 тыс. МРП до 300 тыс. МРП, что соответствует градации размеров бизнеса в Предпринимательском кодексе. Ещё одно предложение - установить 8-процентную ставку налога с оборота для компаний на упрощённом режиме при работе с контрагентами на общем режиме.
Для реализации этих мер и адаптации бизнеса Нуров предлагает внести законопроект об отложенном введении запрета на вычеты - минимум на 18 месяцев.