В России будут готовить учителей казахского языка для российских школ

Чехия хочет казахстанскую нефть взамен российской

25 апр. 2023, 11:56
4 мин. чтения
1786
Чехия хочет казахстанскую нефть взамен российской
pixabay.com

Казахстанская нефть может помочь обеспечить энергетическую безопасность страны после прекращения импорта российской нефти, заявил премьер-министр Чехии Петр Фиала в ходе визита в Казахстан.

Ранее Германия, отказавшаяся от российских энергоресурсов после вторжения России в Украину, начала импортировать казахстанскую нефть.

«Нам необходимо повысить собственную энергетическую безопасность, и ваша (нефть) может стать ключевым фактором в этом», - сказал он на брифинге после встречи с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в понедельник, 24 апреля.

«Казахстан является очень важным поставщиком нефти в Чешскую Республику, и мы считаем, что есть огромные возможности для сотрудничества, поскольку мы отходим от российской нефти», - сказал Петр Фиала, не уточнив подробностей о потенциальном увеличении закупок казахстанской нефти.

По данным Czech Radio, в 2021 году Чехия импортировала 6,8 млн тонн нефти. Из них половина была импортирована из России. Второе место занял Казахстан, поставивший в Чехию 1,2 млн тонн нефти. Кроме того, страна покупает нефть из Алжира, США, Ливии, Норвегии и Нигерии.

Теперь чешские власти, видимо, хотят увеличить объем закупки казахстанской нефти на 3,4 млн тонн.

Нефть можно было бы поставлять по нефтепроводу «Дружба», по которому Казахстан уже начал отправлять сырье в Германию. На 2023 год есть договоренность между компаниями «КазТрансОйл» и «Транснефть» о прокачке по системе «Дружба» 1,2 млн тонн нефти.

В феврале-марте компания отправила в ФРГ 40 тыс. тонн казахстанской нефти, а в апреле планирует поставить еще 100 тыс. тонн. Германия ранее ежегодно импортировала по нефтепроводу «Дружба» около 19 млн тонн российской нефти. Но после военного вторжения РФ в Украину, она решила отказаться от российских энергоносителей: угля, нефти и газа. С начала 2023 года она полностью прекратила их импорт.

Теперь Чехия, которая также была сильно зависима от российских энергоресурсов, намерена заменить их на продукцию других поставщиков, и Казахстан видится для этого одним из основных претендентов.

Республика ежегодно около 70-75% (примерно 50 млн тонн) экспортной нефти поставляет в страны Европы. Казахстан может нарастить экспорт в европейском направлении, но для этого должна вырасти добыча нефти в стране. Это может произойти с вводом новых мощностей на Тенгизском месторождении, которые ожидаются в этом и следующем годах. Также правительство связывает большие надежды с Кашаганом, где производство нефти должно увеличиться в связи с переходом на следующий этап освоения месторождения. Однако акционеры еще не приняли окончательное решение по проекту.

Однако все основные экспортные нефтепроводные маршруты (КТК, Дружба) идут через Россию. Нет никаких гарантий того, что РФ не воспротивится поставкам казахстанской нефти в страны Евросоюза, которые отказались от российского топлива по политическим причинам.

После прошлогодних перебоев в работе КТК, республика решила наладить поставки нефти в обход территории России, в основном через Каспийское море. Так, согласно данным агентства Reuters, по итогам первого квартала этого года Казахстан экспортировал 163,4 тыс. тонн нефти по маршруту Актау - Баку, это в шесть раз больше, чем годом ранее (28,8 тыс. тонн). Поставки по трубопроводу «Баку - Тбилиси - Джейхан» (БТД) достигли 104 тыс. тонн, сообщила Reuters государственная транспортная компания "Казмортрансфлот".

Соглашение между национальной компанией "КазМунайГаз" и азербайджанской SOCAR предполагает ежегодный транзит от 1,5 млн до 5 млн тонн (тенгизской и кашаганской) нефти через Каспий и трубопровод БТД. 

Казахстан также поставляет в Китай более 80 тыс. тонн нефти в месяц. В прошлом году экспорт казахстанской нефти по маршрутам, отличным от России, достиг 1,8 млн тонн (36 тыс. баррелей в сутки), что на 638 тыс. тонн больше, чем в 2021 году, отмечает агентство.

Кроме того, казахстанская нефть не подпадает под санкции Запада, в отличие от российской нефти, хотя санкции создали проблемы для некоторых казахстанских товаров.

«Российские порты остаются токсичными для европейских покупателей, поэтому нефтяники перестраховываются и ищут маршруты, не связанные с (российской нефтепроводной монополией) «Транснефтью», - сказал западный трейдер, торгующий нефтью из Казахстана.

Тем не менее, основным и наиболее прибыльным маршрутом экспорта казахстанской нефти остается нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который поставляет нефть на мировой рынок через российский черноморский терминал. Поставки через КТК в прошлом году сократились на 1% до 51,99 млн тонн, но они по-прежнему составляют более 80% от общего объема экспорта нефти из Казахстана.

Власти страны, наверно, готовы к сотрудничеству с Чехией и хотели бы ответить взаимностью на предложения чешских предпринимателей. 24 апреля по итогам казахстанско-чешского бизнес-форума в Астане были подписаны соглашения на 230 млн евро для реализации совместных проектов, в том числе с чешской компанией Skoda Transportation по созданию предприятия по сборке троллейбусов. Но возможности Казахстана не всегда зависят от его желания.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
27 марта