Депутат мажилиса Ермурат Бапи раскритиковал ситуацию вокруг открытия в стране филиала Российского военно-исторического музея и призвал открыть в Казахстане свой Национальный музей оружия, передает КазТАГ.
«Помимо официальных символов, отражающих независимость страны – флага, герба и гимна, существуют и другие важные дополнительные атрибуты. Например, Национальный музей, Национальная Академия, Национальная библиотека, Национальный театр и так далее. С целью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и героизма предков, а также для выражения уникальности страны, необходим уникальный центр познания – это мог бы быть Национальный музей оружия или Национальная оружейная палата», - обратился Бапи с депутатским запросом в среду к премьер-министру Олжасу Бектенову и министру обороны Руслану Жаксылыкову.
Он привел пример Франции, где со времен Средневековья существует Военный музей Парижа, а также других стран.
«Королевская оружейная палата и Имперский военный музей в Лондоне являются выдающимися примерами британского духа и доблести. Аналогично, в России всемирно известна Кремлевская оружейная палата. В соседнем Узбекистане часть музея Амира Тимура посвящена оружию. Азербайджанский музей кочевников в Баку считается центром пропаганды оружейной культуры тюркского мира. А у нас, в независимом Казахстане, музея оружия с национальным колоритом нет вовсе. Мы – казахский народ, живущий в центре континента, населенного тюркскими народами со времен гуннов и саков, который сумел сохранить Великую степь в течение веков военных походов. Так почему же у нас нет Национального музея оружия? От деревянного колеса телеги, повлиявшего на развитие мировой цивилизации, до конской уздечки и стремени – все это следует считать частью оружейной культуры. В казахском устном творчестве в зависимости от материала изготовления лука имеются такие названия, как: «қайың садақ» (березовый лук), «қарағай садақ» (сосновый лук), «үйеңкі садақ» (кленовый лук)», - отметил депутат.
Также, по его словам, луки отличались и в зависимости от технических характеристик: «сарыжа», «сарсадақ», «қандауыр садақ», «көнсадақ», «бұқаржақ».
«Не говоря уже о разновидностях сабель, копий и булав, существовало множество видов оружия под названием «сақ етер», «сілбі». Несколько образцов «сақ етер», о котором говорится в одном из стихов поэта Доспамбета: «Сақетер тиді саныңа, сақсыраң толды қаныңа» – хранятся в домашнем музейчике, состоящем всего из трех комнат, у братьев-кузнецов Кулментеги. Существовало множество вариантов боевой одежды батыров: «аймауыт сауыт», «көбе сауыт», «қанды көбе», «кебенек», «торғайкөз» и так далее. Большинство названных мной наименований оружия отсутствуют как в музее Амир Темура в Узбекистане, так и в музее кочевников Азербайджана. Может возникнуть логичный вопрос: «Где же найти все эти исчезнувшие виды оружия древнего казахского воина?» Никаких проблем! Братья-кузнецы Кулментеги, годами исследовавшие казахское оружие, изучив архивы и музеи Казани, Москвы и Петербурга, сохранили все необходимые предварительные материалы», - добавил парламентарий.
Отдельно он остановился на военной технике советского периода.
«Танк Т-34, изготовленный на личные средства нашего предка Кажимукана (Мунайтпасова, легендарного казахского борца – КазТАГ) и подаренный фронту во время Второй мировой войны, или танк КВ, на котором воевал экипаж карагандинских девушек, вполне могли бы стать экспонатами музея оружия. Если взять более позднюю афганскую войну, то зенитный пулемет «Шилка», находившийся под личной охраной знаменитого комбата Бориса Керимбаева, прозванного «Қара майором», автомат АК-74 Героя Советского Союза Николая Крименыша и пистолет лейтенанта Сержана Казакбаева, которому вместо звания Героя был вручен орден Боевого Красного Знамени, – все это могло бы стать достойными экспонатами музея. А теперь, как гласит пословица: «Когда у тебя нет своего, будешь зависеть от остатков чужого». Недавно в Казахстане открылся филиал Российского военно-исторического музея. Что это за нужда такая?» - задался вопросом мажилисмен.
По его мнению, «у нас становится плохой традицией связывать общественные дебаты по таким вопросам, затрагивающим национальные интересы и государственный суверенитет, исключительно с политической властью».
«Новость об открытии в Казахстане иностранного военного музея вызвала негативную реакцию у тех, кто считает себя патриотами, и породила шквал критики в адрес президента Касым-Жомарта Токаева и депутатов парламента. Но действительно ли нам нужна такая общественная шумиха? Откуда вдруг появилась необходимость в таком военном музее, когда геополитическая ситуация с соседними странами находится в шатком равновесии? Исходя из вышеуказанных вопросов, прошу вас оценить возможности открытия Национального музея оружия в Казахстане и дать аргументированный ответ депутатам парламента. Считаю, что этот ответ должен способствовать снижению ненужного общественного напряжения, возникшего в связи с филиалом российского музея», - заключил Бапи.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.