ExxonMobil предупредила держателей своих ценных бумаг о потенциальных потерях, связанных с ее нефтяными операциями в Казахстане.
В прошлом году доля компании в нефтяных месторождениях в республике давала ей 246 000 баррелей нефти и газа в день (это примерно 6,6% от всей суточной добычи компании в мире), которые принесли ей около $2,5 млрд годовой прибыли.
В Exxon заявили, что компания «может столкнуться с потерей денежных потоков неопределенной продолжительности от своей деятельности в Казахстане», если экспорт нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будет «прерван, сокращен или временно приостановлен», сообщает Reuters.
Агентство отмечает, что любое закрытие трубопровода или терминала КТК остановит более 1% мировых поставок нефти и обойдется производителям в миллиарды долларов упущенной выгоды.
ExxonMobil принадлежит 25% акций в ТОО «Тенгизшевройл», которое разрабатывает месторождения Тенгиз и Королевское, 16,8% доли в Кашагане, а также 7,5% акций КТК.
Другая американская компания - Chevron производит около 380 000 баррелей в сутки, или более 12% от общего объема добычи в Казахстане. Компания намерена увеличить общий объем добычи на Тенгизе до 850 000 баррелей в сутки.
Chevron принадлежат 50% в ТШО, 18% - Карачаганаке, а также 15% в КТК.
В прошлом месяце финансовый директор Chevron Пьер Бребер заявил, что добыча компании в Казахстане в 2022 году будет терять в среднем менее 10 000 баррелей в день из-за временных простоев на Тенгизе. Это связано с вводом в эксплуатацию объектов Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД).
«В нашем бизнесе везде есть риски. И, конечно же, мы управляем этими рисками. (…) Я не могу предсказать будущее, но КТК был очень надежен в 2022 году», - сказал Бребер.
В прошлом году нефтяные компании предпочитали не говорить ничего по поводу задержек на КТК. Хотя нефтепровод несколько раз ограничивал работу из-за выхода из строя выносных причальных устройств. Прокачка казахстанской нефти по трубопроводу снизилась почти на 1 млн тонн, до 52 млн тонн. Однако, сами грузоотправители остались довольны работой системы.
В этом году Exxon решила уже предупредить об ожидаемых потерях в связи возможными перебоями в работе КТК. Как подтверждение прогнозов Exxon, 19 февраля КТК остановил отгрузку нефти с морского терминала на Черном море в связи со штормом.
При этом президент «Транснефти» Николай Токарев заявил, что в прошедшем году 111 дней из 365 в порту Новороссийска были штормовыми. Он назвал это обычной ситуацией и выразил уверенность, что к концу февраля КТК наверстает план по отгрузке нефти. Транснефть от имени российского правительства управляет 24% акций КТК.
Вчера, 22 февраля КТК возобновил отгрузку нефти на Черном море. Экспорт нефти осуществляется через выносные причальные устройства (ВПУ) в 5 км от береговой линии. Конструкция ВПУ позволяет осуществлять перевалку при неблагоприятных погодных условиях, когда традиционные береговые системы отгрузки нефти вынуждены прерывать операционную деятельность, заявили в КТК. При этом и здесь есть свои ограничения. Швартовые операции на ВПУ и подъем шлангов на танкер производятся при волнении моря до 2,5 м и скорости ветра (порывов) не более 23 м/сек.