Алматы. 4 января. NewsHub - Авария на заводе по комплексной подготовке нефти и газа «Болашак», произошедшая в августе прошлого года, повлияла не только на общий уровень добычи нефти по стране, но и снизила на 1 млрд куб. м подачу природного газа внутренним потребителям.
В августе на заводе вышла из строя установка, которая улавливает шлам и пропускает через себя сырой газ. Одна из труб оборудования, которое называется также слагкетчер, треснула из-за коррозии, в результате чего произошла утечка газа.
Министр энергетики Болат Акчулаков говорит, что межведомственная комиссия продолжает расследование причин произошедшего. Однако, он отметил ряд факторов, которые могли повлиять на работу установки. Трубы на сагкетчере изготовлены из специальной стали (Carbon steel), выдерживающей большое содержание сероводорода. На Кашагане содержание сероводорода составляет от 14 до 24%. Газ идет под высоким давлением, что усиливает агрессивность сероводорода. При этом оборудование эксплуатировалось уже более 10 лет. Все это могло ускорить износ оборудования.
Вместе с тем министр не исключает, что авария произошла в том числе из-за упущений менеджеров оператора месторождения - North Caspian Operating Company, в чей адрес были высказаны большие нарекания.
«Скорее всего, там причина не только в одном чем-то техническом (…) Потому что данная авария произошла как раз после того, как были завершены ремонтные работы. Почти 45 дней стояло месторождение. И все работы ремонтные проводились. Конечно, они должны были об этом знать или по крайней мере промониторить. То есть это комплекс вопросов, которые нужно отслеживать, особенно при такой агрессивной среде», - ответил Болат Акчулаков на вопрос «NewsHub.kz».
После аварии Petrocouncil.kz со ссылкой на свои источники сообщило, что авария - это следствие ошибок, допущенных на этапе строительства комплекса.
«Выяснилось, что эта труба не прошла тест на сульфидное и водородное коррозионное растрескивание (SSC и HIC). В сертификате заводских испытаний они не указаны. Такие проверки должен делать производитель. То же самое произошло и с трубами, которые поломались еще в 2013 году. Тогда вышли из строя трубы, соединяющие Кашаган и Болашак. В результате только начавшаяся добыча нефти была остановлена на 3 года - до ноября 2016 года», - написало издание. Тогда оператором проекта была Аgip KCO, дочерняя компания итальянской Eni.
В этот раз на устранение последствий аварии и повышения уровня добычи до планового уровня ушло два месяца. Но проблема решена не полностью. На объекте установлено временное оборудование. Оператор должен спроектировать и установить новый слагкетчер.
За период ремонта производство природного газа на Кашагане упало на 1 млрд куб. м. Столько газа было недопоставлено на внутренний рынок. Добыча нефти снизилась наполовину или на 220-230 тыс. баррелей в сутки (позже ее удалось увеличить до 450 тыс. в сутки или 15 млн тонн в год).
Минэнерго провело переговоры с другими добывающими предприятиями, чтобы они нарастили добычу нефти и не снизили общий показатель. Из-за аварии на Кашагане план добычи в общем по стране был снижен до 82,9 млн тонн. И тем не менее, по словам Болата Акчулакова, ожидается, что добыча по итогам 2022 года достигнет 84 млн тонн, что на 3,5% ниже, чем годом ранее. И это при всех тех авариях, которые в этом году происходили: остановках на Кашагане, периодически возникавших проблемах на Тенгизе и КТК, ограничении приемки Карачаганакского газа на Оренбургском ГПЗ. Экспорт нефти из республики снизился на 4,1%, до 64,8 млн тонн.
Участники Кашаганского проекта: КазМунайГаз (16,88%), ExxonMobil, Eni, Shell, TotalEnergies (по 16,81% каждая), CNPC (8,33%) и Inpex (7,56%).
По данным NCOC, извлекаемые запасы месторождения составляют приблизительно 9-13 млрд баррелей или 1-2 млрд тонн нефти.
Дулат Тасымов