Сұхбат

Как в Казахстане формируют антикоррупционную культуру

Как в Казахстане формируют антикоррупционную культуру
фото предоставлено: Дидар Смагулов

Коррупция разрушает экономику страны, отбирает у детей будущее и ломает жизни людей. Из-за нее граждане не могут получить качественную медицинскую помощь, ненавидят чиновников и не доверяют правоохранительным органам. Коррупция - это ржавчина, разрушающая общественный договор, и не дающая сформировать надежный фундамент для строительства справедливого государства. Как в Казахстане борются с этой социальной болезнью? Что должно помочь снизить уровень коррупции в стране? Эти и другие вопросы мы обсудили с Дидаром Смагуловым, исполнительным директором общественного объединения «Әділдік жолы».

- Коррупция - одна из актуальнейших проблем республики. Об этом говорилось не раз и с самых разных трибун. Как идет у нас борьба с ней? Какого успеха мы добились?

- В целом хочу отметить, что тренд идет позитивный. Государство создает условия для того, чтобы противодействие коррупции было эффективным.

Чего боится коррупция? Коррупция боится гласности и прозрачности. Во-первых, начнем с того, что у нас в стране есть Закон «О противодействии коррупции», который впервые закрепил возможность граждан и общественных объединений заниматься антикоррупционной деятельностью. Официально в законе сказано, что противодействие коррупции может оказывать любой гражданин или юридическое лицо.

Во-вторых, у нас был принят Закон «О доступе к информации», который раскрывает достаточно большой перечень данных, которые государственные органы должны предоставлять в открытом доступе либо по запросу граждан.

И, в-третьих, одним из актуальных на сегодняшний день является принятие Закона «Об общественном контроле», который вступил в силу с 1 апреля этого года. Он еще больше дал возможность, и еще сильнее расширил потенциал гражданского общества для контроля. Потому что теперь можно контролировать деятельность госоргана и его государственные закупки. К слову, госзакупки - это одна из самых коррумпированных сфер в нашей стране. Каждое пятое коррупционное преступление связано с государственными закупками. И сейчас Мажилис в первом чтении принял новый Закон «О государственных закупках», в котором тоже вводится такое понятие, как общественный мониторинг. До этого такого у нас не было. Гражданин, к примеру, увидевший, что дорогу построили плохо, а школу вообще не достроили, не имел право обращаться с заявлением в правоохранительные органы, чтобы это все проверили. Теперь такая возможность будет. Принимается новая поправка об общественном мониторинге. То есть государство создает большое количество возможностей и теперь дело за гражданами, чтобы эти возможности использовали, и каждый, буквально говоря, следил за своим акимом, за каждым бюджетным тенге, которые выделяются на те или иные расходы, контролировал их освоение, контролировал процессы строительства, и в целом, следил за тем, куда тратит деньги акимат или какое-либо министерство.

Но, к сожалению, не все так гладко. Есть проблемы, над которыми нужно работать. К примеру, одна из актуальных проблем - это защита осведомителей, то есть граждан, которые сообщают о коррупции. К сожалению, сегодня следует констатировать, что граждане, которые занимаются этой деятельностью, остаются один на один с проблемами. Полномочный орган в лице Агентства по противодействию коррупции РК (Антикор), по моему мнению, не принимает комплексных мер, чтобы этих граждан защитить. Хотя в законе механизмы защиты прописаны. К примеру, в Законе «О противодействии коррупции» сказано, что лица, сообщившие о коррупции, находятся под защитой, в отношении них нельзя применять меры трудового характера, дисциплинарного, без привлечения специальной комиссии.

- Эта комиссия в том числе должна удостовериться, что человека, сообщившего о коррупции, не преследовали и не увольняли с работы?

- Да, верно. В эту комиссию обязательно должен включаться представитель Антикора, и она должна объективно рассматривать, было ли какое-то действительно нарушение и есть основание для применения мер, либо это попытки свести счеты. Но, к сожалению, эта норма не работает. У нас есть несколько примеров, когда граждане сообщали о коррупции, их потом увольняли, а Антикор стоял в стороне и никак не помогал. И это очень сильно подрывает доверие граждан вообще к этому институту.

-  Вы сказали, что госзакупки - это одна из самых коррумпированных сфер. В целом, какие отрасли наиболее подвержены коррупции? Вообще, что такое коррупция сегодня в Казахстане?

- Коррупция у нас сегодня - это взятки, злоупотребление полномочиями, и различного рода хищения бюджетных средств.

- Есть ли какие-либо данные об ежегодной сумме хищений бюджетных денег? Где-то писали, что в среднем в год около 20 млрд тенге похищаются коррупционерами из денег, выделяемых по госпрограмме.

- Всего, если объем госзакупков у нас составляет около 3 трлн тенге, то, я думаю, что больше 20 млрд тенге, это точно. Если смотреть на ущерб, который наносится, то мне кажется там не менее 50 млрд тенге. Потому что хищения на госзакупках могут быть, как в виде коррупционных преступлений, так и экономических, по линии Агентства по финансовому мониторингу (АФМ). И такую оценку не ведут, потому что разные ведомства. Но в целом достаточно серьезная сумма. Потому что так или иначе (дают взятки) за подписание актов, за непринятие мер за неисполнение договора, за оказание предпочтения, то есть все это связано с госзакупками.

 - Какая из сфер, или государственных органов считаются наиболее коррумпированными или где больше всего выявляются коррупционные нарушения?

- Традиционно, коррумпированной считается сфера строительства, и плюс органы внутренних дел. Последние десять лет они всегда находятся в топе. Если говорить по количеству, то сфера образования, я думаю, на третьем месте идет. Потому что у них очень много организаций, самая многочисленная армия сотрудников, и поэтому коррупции много среди них, и количественный большой показатель в этой отрасли. К примеру, в прошлом году и в первом полугодии этого года было более 200 коррупционных дел в сфере образования, нанесено более 15 млрд тенге ущерба. Нарушения связаны с выплатой завышенных премий и заработной платы, приписка «мертвых душ» и т.д.

 

Источник: Национальный доклад о противодействии коррупции за 2022 год

 

- Каково в целом отношение казахстанцев к коррупции, меняется ли оно?

- Есть, к сожалению, такая категория граждан, которые считают коррупцию удобной. То есть коррупция - хороший способ, чтобы решить свои те или иные вопросы или проблемы. Не мало тех людей, которые считают приемлемым такой механизм, как коррупция.

Но в целом, если сравнивать с тем, что было 10 лет назад, то сейчас намного изменилось отношение граждан к коррупционерам. Можно сказать, что потихоньку идет к тому, что коррупционеры становятся нерукопожатными. К примеру, мы видели отношение людей к громкому процессу по делу экс-министра экономики Куандыка Бишимбаева, негативных отзывов к нему, о том, что он коррупционер, что это неприемлемый человек. Если 10 лет назад коррупционер - это уважаемый человек, даже люди, отсидевшие срок, пользовались в обществе благами, их приглашали на тои и садили на почетное место, то сейчас мы видим, что этот тренд меняется. К сожалению, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы.

- То есть у людей формируется отрицательное отношение к коррупционерам?

- Да, потихоньку формируется. Я не хотел бы делать сильное заявление, что у нас так. К сожалению, этот процесс медленно идет. Но он идет. Допустим, раньше молодые люди, когда шли поступать в вуз придерживались мнения, что мол надо закончить институт, устроиться в акимат, по-быстрому нахапать, три-четыре года отсидеть, на условное через полтора года выйти и все жизнь удалась. То сейчас, когда я встречаюсь со студентами, общаюсь с ними, таких настроений не вижу вообще. Уже у них негативное отношение к коррупции. Все понимают, что все беды государства, которые у нас есть, какие бы трагедии и чрезвычайные происшествия не происходили в стране, они все из-за коррупции.

- Почему так происходит, люди стали более информированными?

- Я думаю, во-первых, это информированность. Потому что очень много сообщений от Антикора и АФМ, которые рассказывают обо всем, что они выявляют. И люди все это видят, узнают о последствиях, как эта коррупция влияет на наше общество, на наших детей и их будущее. Во-вторых, это повышение правовой грамотности населения. Люди знают свои права. Люди понимают, что такое управление государством, что такое бюджетные деньги. И все это вкупе формирует такой тренд.

- И как молодёжь теперь хочет зарабатывать?

- Здесь, конечно, тоже, можно сказать, настроение не совсем благоприятное для нашей страны. В основном, сейчас молодежь настроена на то, чтобы работать где-то за границей, на Западе, строить там IT-карьеру, к примеру. Допустим, раньше, может быть даже через коррупцию, но молодежь свою судьбу связывала с Казахстаном, то сейчас вот эти веяния глобализации, когда нет границ, когда все возможно, они и нас не обошли. То есть молодежь планирует уехать из страны, эмигрировать, кто-то намерен удаленно работать, онлайн.

- Получается, что молодежь не верит своему государству… 

- Я не скажу, что таких настроений у нас много. Но некоторые ребята так и говорят, что, в том числе из-за коррупции, у них перспектив никаких нет, что они не смогут устроиться на госслужбу без связи и т.д.

- Как изменить это положение и этот тренд? Как формировать антикоррупционное сознание не только у про0стых граждан, но и у представителей правоохранительных органов, судей, прокуроров, госслужащих, то есть работников, которые каждый день подвергаются соблазну совершить коррупционное преступление?

- Смотрите, у нас есть такой действенный инструмент, который может кардинально изменить ситуацию с коррупцией в стране. Он себя зарекомендовал и в других странах. Это, так называемая, ответственность за незаконное обогащение. Ситуация, когда чиновник, должностное лицо должен объяснить законность происхождения своих средств, то есть откуда взял деньги на дом, откуда у него такая дорогая машина, на какие средства семья летает за рубеж. И если человек не может объяснить, где он взял на это деньги, то он привлекается к ответственности. И это очень серьёзный такой инструмент. Самый ярки пример - это Гонконг. Там в 1970-х годах коррупция была очень высокая - более 90% в госорганах. И там ввели вот эту ответственность за незаконное обогащение и зажали всех, у кого непомерно большие активы. И буквально за 10 лет страна начала меняться. А сейчас мы все видим, что Гонконг - это один самых развитых регионов мира, с лучшими показателями, в том числе по низкому уровню коррупции. То есть это инструмент, который работает.

И у нас в стране тоже его приняли. Президент в прошлом году подписал соответствующий закон. Но введение его запланировано с 2027 года. Если у госслужащего расхождение между размерами его доходов и активов будет более 10%, то у него это имущество конфискуется, и он с работы увольняется. Отсрочка дана в связи с тем, что до 2027 года у нас закончится этап всеобщего декларирования. То есть уже нельзя будет сказать, что это дом моей тещи, она талантливый бизнесмен, хоть ей 90 лет, да, и это все ее имущество. Тогда фискальные органы и антикоррупционная служба будут задавать вопросы уже теще, сыну, жене, покажите финансовую и предпринимательскую деятельность, которая позволила вам такие активы заработать. То есть больше не удастся скрыть свои активы, потому что все будут вовлечены в систему декларирования доходов.

- Есть большая надежда, что этот закон поможет снизить коррупцию?

- Да, есть огромная надежда и огромная уверенность, потому что это инструмент Организации Объединенных Наций (ООН). У ООН есть конвенция против коррупции. И в этой конвенции есть статья 20. И прямо все эксперты, все международное сообщество говорят, что этот инструмент действенный. Тот же Сингапур ввел такую же ответственность, и сейчас вы знаете, как там обстоят дела с коррупцией.

Просто вот, пользуясь случаем, можно обратиться к вашей аудитории, пусть люди вспомнят такого человека, который всю жизнь на госслужбе, с зарплатой 300-400 тыс. тенге, но при этом живет как олигарх, как успешный бизнесмен. Таких примеров много, я думаю. Каждый казахстанец знает такого человека, и я уверен, что, когда будет действовать закон, уже можно будет с каждого из них спрашивать. Сейчас если зададите такой вопрос, то на вас подадут в суд за нарушение прав о неприкосновенности частной жизни. И никто не обязан отвечать на такие вопросы.

- Что будет после того, как у человека обнаружат несоответствие доходов с активами?

- Если разница между официальным доходом и стоимостью активов служащего превышает 10%, то имущество конфискуется. В отношении него принимается меры трудового характера, то есть его увольняют с работы, с госслужбы.

По идее в том же Гонконге, например, за такое преступление предусмотрена уголовная ответственность. То есть у нас немножко пошли мягче, и решили просто увольнять. У нас же всегда «свой путь». Но я думаю, что стоит дождаться, когда заработает этот инструмент, а потом уже можно будет говорить об усилении ответственности.

Вообще, у этой нормы было очень много противников. Все говорили о том, что в Конституции написано о презумпции невиновности, что никто не должен доказывать свою невиновность, а задавая такой вопрос, мы обвиняем человека в коррупции. Но на самом деле это нормальная практика. Ее называют презумпция виновности коррупционера. То есть ты виновен, пока не докажешь обратное. Раз ты чиновник, раз ты имеешь доступ к власти, к бюджету, но при этом живешь не по средствам, то уже автоматически такие вопросы тебе будут задаваться.

- Тем не менее, складывается впечатление, что, видя, как сильно распространилась коррупция в стране, практически все казахстанцы смирились с тем, что ее невозможно побороть, и в какой-то мере сами начинают уже в этом участвовать.   

. Да, можно сказать, принимают правила игры. Но сейчас появилось очень много гражданских активистов. Буквально в каждом районе области есть активисты, которые с помощью социальных сетей выявляют различные проблемы, транслируют их на публичную среду, показывают те или иные вопросы. Буквально, в каждой области, и чуть ли не в каждой отрасли. Сейчас есть активисты в сфере образования, здравоохранения, строительства, которые следят за строительством школы возле дома, за строительством автодорог. То есть потихоньку формируется костяк людей, который может активно содействовать органам антикоррупционного ведомства. Сам Антикор различные проекты реализует, в том числе такой, как антикоррупционное волонтерство. Они в прошлом году его запустили. Программа нацелена на то, чтобы расширить число людей, активно занимающихся противодействием коррупции. Это в какой-то мере должно снизить количество тех, кто с коррупцией смирился.

Действительно, полностью победить коррупцию невозможно. Ни одна страна мира такого не достигла. Но с помощью развитого гражданского общества снизить ее уровень можно, и это не что-то такое сверхъестественное. Но при этом нужно помнить, что коррупция всегда против демократии. Если мы хотим существенных побед в противодействии коррупции, то мы должны усилить институты демократии, институты гражданского общества. Во-первых, это свободные и открытые средства массовой информации (СМИ). Это означает, что государство должно принять меры и исключить факты давления на СМИ, не будет ограничивать их деятельность, не будет вводить какие-либо барьеры для них. Иначе говорить о победе над коррупцией бесполезно. Либо когда речь идет о регистрации юридических лиц, неправительственных организаций, когда гражданам отказывают регистрировать партии. Это ни для кого не новость. У нас много активистов, которые пытаются зарегистрировать свои партии, но государство находит разные причины этого не делать. Соответственно, это тоже не поможет противодействовать коррупции. Поэтому борьба с этим явлением очень широкая, и связана она не только с Антикором и АФМ. Все ведомства и все министерства должны формировать такую атмосферу, в первую очередь, развивая демократические институты.

- Спасибо за интервью! 

Согласно данным Национального доклада о противодействии коррупции, в 2022 году всеми правоохранительными и специальными госорганами зарегистрировано 1 724 коррупционных преступления (1 557 - за 2021 год).

За совершение коррупционных преступлений осуждено 725 лиц (892 в 2021 году), среди них сотрудники органов внутренних дел – 187 (207), акиматов – 143 (145), акимы – 7 (5), министерства финансов – 40 (34), министерства сельского хозяйства – 18 (19), министерства индустрии и инфраструктурного развития – 14 (5), министерства здравоохранения – 5 (16), министерства по чрезвычайным ситуациям – 5 (5), службы экономических расследований – 5 (4), прокуратуры – 5 (3), антикоррупционной службы – 5 (2), судьи – 2 (3) и иные лица.

Антикоррупционной службой зарегистрировано 1 118 коррупционных преступлений, изобличено 1 016 лиц.

 

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
19 декабря
18 декабря