Медициналық ұйымдарға алдын ала төлем жасау мөлшері 70%-ға артты

Какие партии могут появиться в Казахстане?

21 мая 2022, 08:08
5 мин. чтения
2836
Какие партии могут появиться в Казахстане?

Алматы. 21 мая. NewsHub  - С упрощением требований к регистрации политических партий, появилось сразу несколько инициативных групп. Теоретически, почти 12 млн казахстанцев, обладающих избирательным правом, хватит для того, чтобы создать…2400 партий.

16 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил о грядущих изменениях в политической системе страны. Одно из самых важных касалось политических партий. Зарегистрировать свою партию стало намного легче. Для этого нужно собрать не 20 тыс. единомышленников, а всего 5 тыс., минимальная численность региональных представительств снижается с 600 до 200 человек, а для инициативной группы хватит и 700 граждан, а не 1000, как ранее.

Политики и общественные деятели давно ждали этого шанса, ведь он потенциально дает возможность попасть в парламент и влиять на принятие законов, по которым мы живем. Или не дает?

100-летняя история

На протяжении последних 100 лет Казахстан вряд ли мог похвастаться большим разнообразием действующих политических партий. Последние 30 лет на слуху был разве что «Нур Отан» (еще несколько мелких партий не имели возможности влиять на принятие решений) до этого почти 70 лет – КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (ей вообще не было никакой альтернативы). А в начале прошлого века были всего две партии - Иттифак аль-муслимин и Алаш. Первая просуществовала всего два года  - с 1905 по 1907 годы - и была, собственно, не казахстанской, а всероссийской. Ее целью было объединение мусульман всея Руси. 

Партия Алаш тоже просуществовала недолго – с 1917 по 1920 годы – но сумела оставить яркий след в истории. Основанная журналистом и публицистом Алиханом Букейхановым, лингвистом, поэтом и переводчиком Ахметом Байтурсыновым и писателем Миржакипом Дулатовым, партия объединила цвет казахской и кыргызской интеллигенции и обладала реальным политическим влиянием. Потому она и была закрыта большевиками, а руководители партии были репрессированы. КПСС (РКПБ) не терпела конкурентов (впрочем, в этом она была не одинока).

Всплеск политической активности

После распада СССР и падения КПСС в бывших пост-советских странах начался всплеск демократии и политической активности. Такого количества партий в Казахстане не было никогда. Большинство из них просуществовали достаточно долго. Но вот в памяти остались далеко не все. Союз народного единства Казахстана (1993—1999), Гражданская партия Казахстана (1998—2006), Аграрная партия Казахстана (1999—2006), Республиканская партия «Асар» (2003—2006), Азат (2005—2009), «Руханият» (1995—2013), Демократическая партия «Адилет» (2004—2013), Партия патриотов Казахстана (2000—2015), Социалистическое сопротивление Казахстана.

И это не считая нескольких незарегистрированных партий, которые в заголовки СМИ попадали намного чаще - Партия Алаш, Партия «Халык Рухы», Партия народовластия Казахстана, Патриотическая партия Казахстана и др.

Места в парламенте

В парламент при этом попали далеко не все. И это не удивительно. Количество государственных служащих в Казахстане в 2021 году составляло около 90 тыс. человек. Абсолютное большинство из них являются членами правящей партии. Еще 618 тыс. граждан – это студенты, которые, как правило, тоже голосовали за «Нур Отан». Явка на последних парламентских выборах составила 63,3%. Правящая партия «Нур Отан», набрав 71,1% голосов и  получила 76 мест в Мажилисе. «Ак жол» набрала 10% и получила 12 мест, а Народная партия Казахстана – 9,10% и получила 10 мест. «Ауыл» и «Адал» набрали 5,29% и 3,57% соответственно и в парламент не прошли. Даже если бы «Ак жол» и НПК создали парламентскую коалицию, их голосов не хватило бы, чтобы отклонить какой-либо законопроект или иное решение. Чтобы это стало возможным, правящая партия должна набрать всего около 60% голосов, т.к. законопроект считается принятым, если за него проголосуют две трети депутатов. Такое ухудшение результатов будет воспринято как падение популярности партии, если она не проведет широкую разъяснительную работу на тему того, что изменившиеся итоги выборов – прямой результат развития демократии и расширения возможности политического выбора электората.

«Есть такая партия…»

После обращения президента политические силы в стране воспряли духом. Олжас Сулейменов начал возрождать Народный Конгресс Казахстана. В начале 1990-х НКК был достаточно многочисленной партией, а сейчас сформировался как движение, но очень скоро речь пошла и о восстановлении политической партии.

Чуть позднее Булат Абилов объявил о создании Bizdin Tandau, выступающей за переход к парламентской республике и переименование страны в Казахию. По мнению Абилова, парламент станет обладать реальной властью и в итоге это должно привести к развитию демократии и свободы слова. Очевидно, что для этого потребуются гораздо более глубокие перемены, поскольку если 70% мест в законодательном органе будут принадлежать правящей партии, ситуация вряд ли кардинально поменяется.

Привести страну к светлому будущему пообещало и движение «Ел мен жер» Балташа Турсунбаева, которое на днях заявило о преобразовании в политическую партию.

О готовности создать партию ранее говорил и Санжар Бокаев, активно выступавший против утильбора. Зарегистрировать политическую партию «Табигат» когда-то подумывал и самый известный экоактивист страны Мэлс Елеусизов.

Все лидеры потенциальных новых партий – личности яркие и известные. И если предвыборные кампании они проведут активно, успешно и с использованием самых современных политтехнологий, очень даже возможно, что онлайн-трансляции парламентских заседаний станут очень увлекательным зрелищем.

Такой хоккей нам не нужен

Порог для прохождения партии в парламент снизился с 7% до 5%. Надо ли снижать его еще? Вряд ли. Если условия для регистрации политпартий и прохождения их в парламент упросить еще больше, демократия может обернуться почти анархией, а политику будут использовать, скажем так, не совсем по назначению.

Вряд ли нашей стране сейчас очень нужны «Партия любителей пива» как в Беларуси, или «Партия томатов, поспевших под теплым солнышком» (Австралия), «Партия Монреальского белого слона» и «Партия экстремального рестлинга» (Канада), «Смешная партия» (Фарерские острова), «Венгерская партия двух хвостатых собак», «Партия ослов» (Иран), «Партия любви» (Италия), «Партия Дональда Дака» (Швеция) и т.п.

Казахстанское законодательство не содержит запретов и ограничений на регистрацию подобных партий. И если шутники-инициаторы наберут необходимое количество сторонников, что останется делать ЦИК? Регистрировать? Или искать поводы и создавать бюрократические препоны?

Хорошо бы до следующих выборах четко и ясно решить эти вопросы, «договориться на берегу», чтобы у нас не появилась как в США, какая-нибудь Birthday Party (игра слов – party – это и партия, и вечеринка, т.е. Birthday Party может означать «Партия Дня рождения», но обычно переводится как «Вечеринка по поводу Дня рождения»).

Мадина Алимханова

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Фото: inbusiness.kz

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
22 апреля