Призеры международных олимпиад не будут сдавать ЕНТ для обучения в вузах

Казахстан увеличивает экспорт нефти в обход России

10 янв. 2023, 11:17
4 мин. чтения
1035
Казахстан увеличивает экспорт нефти в обход России
BP

Алматы. 10 января. NewsHub - В 2023 году Казахстан нарастит экспорт нефти через морской порт Актау в направлении Азербайджана, Грузии и Турции, с выходом на Средиземное море.

«У нас есть сегодня поручение по диверсификации наших экспортных маршрутов. С этой точки зрения основным вектором развития является использование мощностей порта Актау и поставка нефти для дальнейшей ее транспортировки на экспорт через Азербайджан», - говорит министр энергетики Болат Акчулаков.

Тестовая отгрузка сырья начнется с января. В течение года по этому маршруту будет отправлено примерно 1,5 млн тонн нефти.

Баку-Тбилиси-Джейхан

На сегодня инфраструктура порта Актау позволяет в год переваливать около 5,5 млн тонн нефти. При снятии административных барьеров, таких как досмотр, таможенная очистка и т.д., мощности порта можно довести до 7,5 млн тонн. Однако, есть ряд причин, которые не позволяют нарастить объемы транспортировки, в том числе отсутствие необходимого количества танкеров. Эти и другие вопросы нужно решить. Для этого и планируется протестировать маршрут. Поэтому и объем небольшой - всего 1,5 млн тонн в 2023 году. С учетом 2 млн тонн, которые уже транспортируются через порт Актау, в этом году общий объем экспорта через Каспий составит 3,5 млн тонн.

Болат Акчулаков говорит, что ранее (в начале 2000-х годов) рассматривалось создание, так называемой, Казахстанско-Каспийской системы транспортировки. Она предусматривала прокачку нефти в направлении портов Актау и Курык, далее по Каспийскому морю и врезкой в систему нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Предполагаемая мощность системы составляла от 15 до 30 млн тонн. По мнению министра, можно в принципе думать и о таких объемах. Однако для этого нужно инвестировать много денег непосредственно в строительство трубы и портовых сооружений. Причем нужно будет строить соответствующую инфраструктуру не только в Казахстане, но и в Азербайджане, для того, чтобы соединительный нефтепровод построить.

Еще один нюанс, который может стать своего рода препятствием для увеличения отгрузок через БТД - это содержания серы в казахстанской нефти, ее больше, чем в азербайджанской марке «Azeri Light».

Нужно решить, как этот параметр серы удержать, чтобы сохранить рынок для нефти, которая уже идет по БТД. Потому что покупатели, как правило, привыкают одному сорту нефти. Если меняются какие-то параметры, то нужно менять технологические настройки оборудования и т.д. Нефтеперерабатывающие заводы, которые потребляют эту нефть, могут выставить дополнительные требования. Тестовая партия в 1,5 млн тонн покажет все эти узкие места, отмечает глава Минэнерго.

В ноябре прошедшего года премьер-министр Алихан Смаилов сообщил, что есть экспорт нефти по БТД может быть увеличена до 6-6,5 млн тонн в год.

Сегодня мощность БТД, который выходит на Средиземное море, превышает 50 млн тонн в год. В 2021 году по ней было отгружено 26,4 млн тонн нефти, в основном азербайджанской и немного туркменской нефти. В 2021 году в Азербайджане было добыто 34,5 млн тонн нефти, в 2022-м - 31,2 млн тонн.  

Азербайджан и Казахстан также ведут переговоры об условиях прокачки казахстанской нефти по нефтепроводу «Баку-Супса». Он выходит на Черноморский порт в Грузии, его пропускная способность - 7 млн тонн нефти в год.

Другие мощности

Существуют и другие запасные варианты. По словам министра энергетики, свободные мощности на 8-9 млн тонн есть в нефтепроводе «Казахстан-Китай» или «Атасу-Алашанькоу». В 2022 году были начаты проектные работы по расширению нефтепровода «Атырау-Кенкияк» (соединяется с «Атасу-Алашанькоу») с текущих 6 млн до 12 млн тонн.

Мощности Атырау-Самара, который пдключается к системе нефтепроводов российской «Транснефти» и выходит в порты в Балтийском и Черном морях, составляют 12 млн тонн.

Однако, основным направлением экспорта продолжает оставаться система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Сегодня ее мощность составляет около 67 млн тонн в год, из них в пределах 55 млн тонн доля казахстанской прокачки. После расширения узких мест мощности КТК вырастут до 83 млн тонн, 72 млн тонн из которых - для отгрузки казахстанской нефти. Ранее оператор трубопровода анонсировал, что новые мощности будут доступны уже в этом году.

Тем не менее, и этих мощностей может быть недостаточно, когда на Кашагане, с учетом реализации второго этапа освоения месторождения, удвоится добыча, с нынешних 450 тыс. баррелей в сутки. Правда, Болат Акчулаков не назвал конкретные сроки, когда это произойдет.

Пока же на 2023 год структура экспортных маршрутов выглядит следующим образом: КТК, Атырау-Самара, Атасу-Алашанькой (в КНР), порт Актау.

По прогнозу Минэнерго, в 2023 году в республике будет добыто 90,5 млн тонн нефти, из них на экспорт будет отправлено 71 млн тонн.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

25 апреля
24 апреля