Актауский битумный завод компании «Caspi bitum» уже со следующего года увеличит выпуск продукции сразу на 50%.
Сейчас проект находится на стадии проектирования. 29 января во время встречи в Пекине глава национальной компании «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев и председатель правления CITIC Resources Holdings Limited Хао Вэйбао договорились до конца этого года приступить к этапу строительства, которое должно завершиться в начале 2025 года.
Проект предусматривает увеличение перерабатывающей мощности битумного завода с 1 до 1,5 млн тонн нефти в год, в результате которого ежегодное производство дорожного битума на предприятии вырастет с текущих 500 до 750 тыс. тонн. В рамках проекта планируется модернизация действующей установки первичной переработки сырой нефти.
Компания «Caspi Bitum» является совместным предприятием на паритетных началах КМГ и CITIC. Они же являются акционерами (50/50) АО «Каражанбасмунай», которое разрабатывает месторождение Каражанбас, откуда и поставляется сырья на завод. Предприятия в год в среднем добывает около 2 млн тонн нефти.
Увеличение объемов производства на 250 тыс. тонн должно позволить покрыть ежегодный дефицит в битуме в стране, который составляет 200 тыс. тонн. Однако сезонная нехватка битума происходит не столько из-за низких мощностей производства, сколько из-за отсутствия складов для хранения готовой продукции.
Казахстанские заводы предлагают дорожно-строительным компаниям забирать битум и зимой, готовя таким образом запас на летний сезон. Но этого не происходит, в результате чего предприятия вынуждены снизить производство. Сами же дорожные компания, видя сезонную нехватку начинают импортировать российский битум. К примеру, в первом полугодии прошлого года казахстанские заводы произвели 342,1 тыс. тонн битума, хотя могли и планировали 586,7 тыс. тонн. То есть из-за того, что дорожники не могут вовремя забрать готовую продукцию, общий план производства снизился более чем на 40%. В августе Министерство энергетики прогнозировало, что в результате план производства битума в 2023 году может быть снижен с 1,2 млн до 800 тыс. тонн.
При этом, чтобы покрыть образовавшийся дефицит, республика вынуждена импортировать российский битум, в объеме 300 тыс. тонн в год.
В Казахстане четыре крупных производителей битума:
Caspi Bitum - 500 тыс. тонн
Павлодарский нефтехимический завод - 280 тыс. тонн
Qazaq Bitum - - 360 тыс. тонн
Асфальтобетон - 72 тыс. тонн.
В ведомстве считают, что заводы должны производить и вовремя отгружать битум, чтобы не затовариваться и не снижать производительность. Главное, чтобы дорожники вовремя направляли заявку, оплату и ЖД вагоны для отгрузки.
По сведениям правительства, в Казахстане есть порядка 40 битумных ям общей вместимостью свыше 200 тыс. тонн для накопления запасов перед строительным сезоном. Решается также вопрос строительства терминалов хранения в местах наибольшего потребления битума (узловых пунктах). К примеру, QazaqBitum были заявлены планы по строительству терминальной сети с общим объемом хранения 90 тыс. тонн в городах Актобе, Алматы и Караганды.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.