В МВД высказались об онлайн-экзаменах для получения прав

КТК снизил прогноз экспорта нефти по трубопроводу

16 июня 2023, 17:04
6 мин. чтения
2032
КТК снизил прогноз экспорта нефти по трубопроводу
cpc-online.ru

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) прогнозирует, что увеличение прокачки нефти по трубопроводу произойдет в 2024 году, когда на месторождении Тенгиз завершится проект расширения производства.

"Мы ожидаем в следующем году поступления большой нефти так называемой по результатам реконструкции и работ, которые ведутся на Тенгизе. Они основные, кто должны дать дополнительную нефть, для чего мы и делали расширение нашей системы", - сказал гендиректор КТК Николай Горбань, чьи слова передает ТАСС.

Компания создала необходимый профицит мощностей и готова перекачивать увеличенные объемы нефти. При этом она снизила ранее прогнозированный объем транспортировки на 2023 год.

«Заявочная компания на этот год была порядка 67 млн тонн от грузоотправителей, но если реально посмотреть на ту динамику, которая есть на сегодняшний день, то это порядка 61 млн тонн по году. За пять прошедших месяцев отгрузили на мировые рынки 29,5 млн тонн (по состоянию на 15 июня)», - добавил глава КТК.

Речь идет об общем объеме прокачки казахстанской и российской нефти. Ранее консорциум предполагал, что в этом году отгрузит на мировые рынки 59 млн тонн казахстанской нефти, что почти на 7 млн тонн больше, чем в прошлом году (52 млн тонн).   

В целом с начала года в Казахстане наблюдается рост объемов добычи. На днях министр национальной экономики Алибек Куантыров заявил, что за январь-май производство нефти по сравнению с прошлым годом выросло на 2,4%. Напомним, что за аналогичный период 2022 года было добыто 31,85 млн тонн нефти.

В начале года Минэнерго прогнозировало, что в этом году добыча нефти в республике вырастет на 7,4%, до 90,5 млн тонн, а экспорт - на 10,4%, до 71 млн тонн.

КТК снизил прогноз прокачки, исходя из динамики отгрузки нефти на сегодняшний день. При этом прогнозируемые 61 млн тонн, все равно больше, чем в прошлом году, и почти аналогичны объемам 2021 года - 60,7 млн тонн.

Не исключено, что консорциум учитывает и обещанные властями Казахстана и России сокращения добычи в рамках ОПЕК+. Республика обещала с мая добровольно сократить производство нефти на 78 тыс. баррелей, а РФ - на 500 тыс. баррелей в сутки до конца года.

Ранее в этом месяце 19 стран-участниц альянса ОПЕК+, являющихся крупнейшими экспортерами нефти, решили сократить производство, поскольку цены на нефти начали падать, и оказались ниже, чем было в прошлом году, и ожидали - в этом.

К примеру, казахстанский Минфин заявил, что за январь-май в республиканский бюджет поступило 5,4 трлн тенге, на 6,2% или 355 млрд тенге, меньше запланированного. План по корпоративному подоходному налогу, экспортной таможенной пошлине на сырую нефть и налогам на добычу полезных ископаемых не исполнен на 400 млрд тенге.

Альтернативы нет

Вместе с тем наблюдается экспорт нефти из республики и по альтернативным маршрутам. Например, транзит казахстанской нефти по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» в этом году составит 1,5 млн тонн по сравнению с очень незначительными объемами в прошлом году (менее 100 тыс. тонн, судя по данным фонда "Самрук-Казына" и АО «КазТрансОйл»).

Однако, КТК остается все же основным маршрутом. Николай Горбань считает, что нефтепровод останется востребованным Казахстаном, и альтернатив ему нет. «Они имеют право, альтернатива должна быть, действительно рассматривают, и даже некоторые маршруты у них уже в какой-то мере работают, но это не те объемы, о которых стоило бы говорить, они несущественные. Вы знаете, что порядка 80% добываемой и идущей на экспорт нефти Казахстана идет через нас, поэтому мы считаем, что наш маршрут будет и далее востребован», - сказал гендиректор КТК.

Он считает, что маршрут востребован, поскольку он наиболее короткий и экономически приемлемый.

При этом Горбань отмечает, что КТК допускает отгрузку нефти одновременно со всех трех выносных причальных устройств (ВПУ). "Как правило, мы грузим с двух, третий у нас находится в горячем резерве. На сегодняшний день мы сделали модернизацию, теперь у нас три новых линии измерения количества и качественных показателей нефти, и мы имеем возможность грузить одновременно с трех ВПУ. Все зависит от объемов нефти, от потребности. Если будет такая потребность, будем практиковать», - сказал он.

Новые перекачивающие станции КТК строить не планирует, завершена реконструкция действующих станций. Но в перспективе трех-четырех ближайших лет планируется замена около 400 км линейной части нефтепровода.

Горбань заверил, что сегодня КТК обеспечен всем необходимым оборудованием для стабильной работы. «Объем критического производственного оборудования, который был необходим, у нас сформирован. Он постоянно пополняется, но, естественно, и расходуется. Поэтому на сегодняшний день мы обеспечены всем. Я не скажу, что без сложностей, они всегда бывают, но этого достаточно для того, чтобы система функционировала стабильно», - сказал он.

При этом он добавил, что акционеры консорциума помогают в поставке критически важного иностранного оборудования.

Напомним, что в декабре прошлого года консорциум объявил о завершении программы устранения узких мест, которая позволила увеличить общую пропускную способность нефтепровода с 67 млн до 83 млн тонн в год, из них казахстанской нефти - с 55 млн до 72,5 млн тонн.

12 июня глава «КазМунайГаза» (КМГ) Магзум Мирзагалиев провел переговоры с директором управления по санкциям Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Дэвидом Ридом. В ходе встречи был обсужден широкий спектр вопросов, включая поставки казахстанских энергоносителей по нефтепроводу КТК, сообщила пресс-служба компании.

«В условиях усложнения геополитической ситуации в мире, очень важно, чтобы санкционные риски не «били рикошетом» по бесперебойным поставкам казахстанской нефти, в особенности по трубопроводу КТК», - сказал Мирзагалиев.

Ранее президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями Евросоюза заявил, что 80% экспорта казахстанской нефти в Европу осуществляется через КТК, и республика рассчитывает «на дальнейшую поддержку со стороны ЕС для обеспечения долгосрочных и стабильных поставок через этот стратегически важный нефтепровод».

В среднем от 80 до 90 процентов нефти, транспортируемой по КТК приходится на казахстанскую нефть, остальное на российскую. В пришлом году, к примеру, из 58,7 млн тонн нефти казахстанскими были около 52 млн тонн, остальные 6,7 млн - российскими. Сообщений о том, что Евросоюз или страны G7 собирают налагать санкции на КТК, не было. Наоборот, в прошлом году после начала военного вторжения России в Украину, власти США заявили, что нефтепровод не будет подвергнут санкциям. Почему теперь власти республики решили призвать страны Европы поддержать КТК непонятно. Возможно, они знают о том, что европейские власти планируют принять какие-то меры в отношении российской нефти, транспортируемой по этому трубопроводу?

Отметим, что с началом войны КТК перестал публиковать ежемесячную статистику отгрузки нефти по трубопроводной системе в разрезе стран и грузоотправителей (месторождений).

Акционеры АО «КТК»: Россия - 31%, Казахстан - 20,75%, Chevron - 15%, Лукойл - 12,5%, ExxonMobil - 7,5%, Shell - 7,5%, Роснефть - 3,75%, Eni - 2%.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

/category/news
Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

01 июля
30 июня
29 июня