Дождливую и ветреную погоду обещают синоптики Казахстана

Минсельхоз создает правила распределения топлива для аграриев

20 февр. 2023, 12:16
4 мин. чтения
1023
Минсельхоз создает правила распределения топлива для аграриев
pixabay.com

Ведомством разработан проект правил, охватывающий все процессы распределения дизтоплива, в том числе, порядок работы комиссии по определению операторов по доставке солярки и условия выбора этих операторов.

Также будет согласован процесс электронного формирования и распределения объемов в Единой государственной информационной системе субсидирования.

Формирование и распределение горючего для фермеров будет проводиться с учетом посевных площадей. Реестр получателей дизтоплива будет создан на портале gosagro.kz.

Сейчас проект правил проходит процедуру рассмотрения и согласования в отраслевых общественных организациях и НПП «Атамекен». Публичное обсуждение продлится до 22 февраля.

В частности, при выборе оператора будет учитываться наличие у оператора на праве собственности или аренде нефтебазы, опыт работы на рынке оптовых поставщиков, наличие достаточных финансовых ресурсов для закупки, транспортировки, хранения и реализации дизтоплива, отсутствие просроченной кредиторской и налоговой задолженности перед финансовыми институтами и бюджетом.

Также будет оцениваться техническая оснащенность нефтебазы оператора, в том числе, наличие весовой для автотранспорта. С 1 января следующего года нефтебазы должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами учета ресурсов, подключены к государственной системе учета нефтепродуктов.

Помимо этого, у оператора должны быть свои бензовозы и АЗС для своевременной доставки и отпуска дизтоплива производителям сельскохозяйственных товаров.

В ведомстве отметили, что внедрить электронное распределение дизтоплива планируется только после того, как оно будет апробировано в пилотном режиме в регионах республики.

Сколько и кому?

Ранее в этом месяце Минсельхоз сообщило, что в этом году на проведение весенне-полевых работ будет выделено 413 тыс. тонн дизтоплива, стоимостью 222 тыс. тенге за тонну с НПЗ. Поставки начнутся с февраля. Предполагается, что с учетом расходов на доставку, конечная стоимость горючего для казахстанских аграриев будет на 15-20% дешевле рыночных цен.

По прогнозам, в 2023 году посевные площади будут идентичны прошлогодним и составят более 23 млн га.

Напомним, в прошлом году государство по льготной цене выделило 400 тыс. тонн дизтоплива на проведение весенне-полевых работ, которые прошли без особых эксцессов. Однако к началу осеннего урожая в стране произошел дефицит дизтоплива. Уже в августа возникли ограничения на реализацию топлива, поскольку его попросту не было на нефтебазах.

В национальной компании «КазМунайГаз», которая контролирует три крупнейшие НПЗ, заявили, что дефицит произошел из-за вывоза дизтоплива транзитным транспортом и жителями приграничных районов соседних стран. Так как стоимость дизтоплива в Казахстане ниже, чем в России, Кыргызстане и Узбекистане. Правительство ввело лимит и дифференцированные цены на дизтопливо для транзитного транспорта и по периметру границы. Для казахстанцев суточный лимит составил 100 литров по 230-260 тенге за литр, для грузового транспорта - 300 литров. Иностранцам дизтопливо отпускали по 450 тенге за литр. Однако, и этого оказалось недостаточно, поэтому пришлось импортировать 100 тыс. тонн дизтопливо, чтобы завершить сельхозработы.

Как сообщает telegram-канал , последние 6 лет в стране наблюдается постоянный рост потребления транспортного топлива (за исключение пандемийного 2020 года). Если в 2017 году потребление бензина составляло более 4,1 млн тонн, то в прошлом году этот показатель превысил 4,9 млн тонн - рост на 19%.

При этом производство этого продукта внутри страны за указанный период выросло почти на 70% - с более чем 2,9 млн тонн до свыше 5 млн тонн в год.

Потребление дизтоплива в 2017-2022 годы увеличилось на 18,1% - с 4,7 млн тонн до 5,5 млн тонн. Тогда как внутреннее производство дизеля выросло на 32,5% - с почти 4 млн тонн до 5,3 млн тонн.

Рост производства был достигнут благодаря модернизации казахстанских НПЗ, закончившейся в 2018 году. К этому времени у Казахстана был даже профицит в объеме примерно 500 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, которые она могла бы даже экспортировать.

Однако такое положение продлилось не долго. Если по бензину страна сейчас (пока) покрывает свой внутренний спрос за счет собственного производства, то по дизтопливу вынужден уже полагаться на импорт. Ежегодно республика договаривается с Россией о возможном импорте около 500 тыс. тонн этого нефтепродукта. В 2021 году республика для покрытия дефицита импортировала более 450 тысяч тонн дизтоплива, то есть около 10% своих потребностей. В этом году могут этом импорт может вырасти до 700 тыс. тонн, в том числе из-за того, что все три крупные НПЗ будут останавливаться на ремонт.

Практически, Казахстан снова становится зависимым от импортных нефтепродуктов. При том, что на реконструкцию трех НПЗ в течение 2006-2018 годов было потрачено свыше $6,3 млрд: Атырауский - $3,6 млрд, Шымкентский - 1,85 млрд, Павлодарский - $895,5 млн.

Дулат Тасымов

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
27 марта