NewsHub.kz - Информационный хаб

На сколько вырастет спрос на моторное топливо в Казахстане

06 дек. 2023, 05:45
5 мин. чтения
1164
На сколько вырастет спрос на моторное топливо в Казахстане
kmg.kz

Казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уже работают на пределе своих возможностей. Совокупная номинальная мощность нефтепереработки для трех основных НПЗ в настоящее время составляет 17,5 млн тонн в год: по 6 млн тонн на Шымкентском и Павлодарском заводах и 5,5 млн тонн на Атырауском. 

Однако фактическая мощность НПЗ в Шымкенте и Павлодаре составляет более 6,5 млн тонн в год, а объем переработки на Атырауском заводе достигает около 6 млн тонн в год, отмечают аналитики S&P Global в Национальном энергетическом докладе за 2023 год.

Мощности и сырье

В планах республики расширить объем производства нефтепродуктов. В частности, на Шымкентском НПЗ мощности переработки будут увеличены вдвое - с 6 до 12 млн тонн, поскольку рост внутреннего спроса на топливо в основном происходит на юге страны. Однако, завод остается уязвимым в плане обеспечения сырьем. 

Павлодарский и Атырауский заводы относительно хорошо обеспечены сырой нефтью, добываемой национальной компанией «КазМунайГаз» (КМГ). Павлодарский обеспечивается российской нефтью, поставляемой компанией «Роснефть», взамен КМГ поставляет в Китай эквивалентный объем казахстанской нефти.

Сырье, перерабатываемое на Шымкентском НПЗ, в основном поступает с месторождений, не принадлежащих КМГ - главным образом от совместных предприятий и независимых производителей Актюбинской и Кызылординской областей. На протяжении последних лет крупнейшим поставщиком является АО «СНПС-Актобемунайгаз», на долю которого в 2022 году пришлось около трети от совокупного объема поставок сырой нефти на этот завод. При этом добыча нефти на месторождениях в этих регионах снижается из-за естественного истощения запасов, и завод не располагает альтернативами, позволяющими оперативно заменить его традиционные источники поставок. Планируется, что нефть в Шымкент будет поставляться из Атырауской области, что немного удорожает стоимость сырья (из-за дальности расстояния). В будущем в связи со снижением добычи у традиционных поставщиков с нехваткой сырья могут столкнуться также Павлодарский и Атырауский заводы. Это одна из главных проблем, которую предстоит решить властям, чтобы обеспечить надежность внутреннего производства.

Эксперты прогнозируют, что в течение периода до 2050 года объем переработки нефти на трех НПЗ ежегодно будет расти, увеличившись примерно на 24% до 22,3 млн тонн. Однако полностью удовлетворить внутренний спрос на нефтепродукты, который также продолжит повышаться и, согласно прогнозам, вырастет приблизительно на 43% до 22,8 млн тонн, не получится.

Спрос на дизель

Согласно базовому сценарию S&P Global, к 2045 году Казахстан станет нетто-импортером нефтепродуктов, а в 2050 году чистый импорт составит около 0,5 млн тонн. В 2023-2050 годах будет в основном импортироваться дизельное топливо. При этом на протяжении прогнозного периода Казахстан также увеличит экспорт ряда нефтепродуктов - особенно бензина. При увеличении производства дизтоплива вырастет и выпуск бензина, излишки которого и будут отправляться за рубеж. 

Аналитики ожидают, что одним из основных источников роста потребления нефтепродуктов будет транспортная сфера. Структура роста спроса на нефтепродукты в региональном плане указывает на то, что в конце 2020-х или в начале 2030-х годов потребуется существенно увеличить годовую мощность по переработке сырой нефти Шымкентского НПЗ - на 3-9 млн тонн. При этом на Павлодарском и Атырауском заводах достаточно лишь небольшого «приращения» мощностей за счет снятия отдельных производственных ограничений и повышения эффективности эксплуатации. 

«Однако при любом сценарии не исключено, что рост спроса на нефтепродукты на юге Казахстана может опережать их предложение в данном регионе», - считают в S&P Global.

На юге страны в целом сохранится региональный дефицит нефтепродуктов, который может покрываться излишками продукции, имеющимися в других регионах и на других заводах, в основном на Атырауском НПЗ. При этом в северном и центральном Казахстане также ожидается возникновение чистого дефицита бензина и дизтоплива.

Дизтопливо - самая крупная составляющая ассортимента НПЗ Казахстана и казахстанского баланса внутреннего потребления. Оно находит широкое применение в стране и используется во многих отраслях экономики, а крупнейшим его потребителем является транспортная сфера (грузовой автотранспорт). Главными поставщиками дизтоплива на внутренний рынок являются Petrosun и КМГ, выступающие в роли дистрибьюторов. Спрос в основном удовлетворяется за счет внутреннего производства, однако в течение 2016-2022 годов страна ежегодно оставалась нетто-импортером дизтоплива в относительно небольших объемах.

В 2022 году производство дизельного топлива выросло на 8,5% до 5,4 млн тонн, видимый спрос на него повысился на 7,2% до 5,5 млн тонн, тогда как импорт сократился на 47,4% до 178 тыс. тонн, а экспорт снизился на 46,7% до 119 тыс. тонн.

Скачок внутреннего спроса на дизельное топливо в 2022 году, очевидно, объясняется сочетанием таких факторов как дальнейшее восстановление после пандемии, более высокие темпы базового экономического роста и увеличение объемов трансграничных перевозок. Спросу также содействовал рост грузовых перевозок через Казахстан, отмечают эксперты. В первой половине 2023 года объем производства дизтоплива на казахстанских НПЗ продолжал отставать от внутреннего спроса: в январе-июне этого года производство выросло всего на 2,7% до 2,8 млн тонн, тогда как внутреннее потребление повысилось на 10.3% до 3,0 млн тонн. В свою очередь, импорт за первые шесть месяцев увеличился в несколько раз - до 232 тыс. тонн, а экспорт вырос на 18,4% до 53 тыс. тонн.

Базовый сценарий S&P Global предполагает, что в 2023-2050 годах производство дизтоплива довольно сильно возрастет, увеличившись на 90% до 10,3 млн тонн в 2050 году, однако при этом потребление повысится на 126% до 12,3 млн тонн. На протяжении прогнозного периода будет расти потребность в импорте, и в 2050 году чистый импорт дизельного топлива может составить 2,1 млн тонн. По прогнозам экспертов, основным драйвером увеличения внутреннего спроса на дизтопливо станут автомобильные грузоперевозки (включая транзит), что обусловлено базовым ростом ВВП и необходимостью транспортировки товаров. Другие источники спроса, в частности, сельское хозяйство или промышленность, будут демонстрировать более медленный рост.

Кроме того, с общим расширением мощностей необходимо дальнейшее повышение качества отдельных нефтепродуктов. Сейчас казахстанские НПЗ в основном производят топливо стандартов К-4 (Евро-4) и К-5 (Евро-5), однако в перспективе все моторное топливо должно соответствовать стандарту К-5, что позволит снизить выбросы серы с 50 миллионных долей (уровня при использовании топлива стандарта К-4) до 10 миллионных долей, отмечают эксперты.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
19 января
18 января
17 января
16 января