Пешие прогулки по Алматы становятся все более рискованным занятием. Нет, не из-за того, что вас могут ограбить бандиты или избить хулиганы. Все достаточно прозаично: вас могут сбить водители электрических самокатов, которым с прошлого года разрешили ездить по тротуарам. Конечно, в правилах есть скоростные ограничения. Но кто же их соблюдает?!
Добавьте к самокатам еще мопеды и велосипеды, которые тоже нередко ездят по тротуарам, хотя им законом запрещено это делать, а также людей, любящих идти, уткнувшись в свои смартфоны, которые, видимо, считают, что другие участники движения должны следить за дорогой, чтобы не сбить их пока они читают очередной комментарий или смотрят видеоролик в какой-нибудь социальной сети, и вы поймете, насколько опасной и трудной может быть обычная пешая прогулка. Вам придется иметь навыки первоклассного пилота космического корабля, ловкого, такого как Хан Соло, способного лавировать между всеми этими препятствиями, уворачиваясь от столкновений, как при полете сквозь астероидное поле.
Даже сама полиция признает, что в последние годы наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием мотоциклов, мопедов, велосипедов и самокатов.
В Алматы c начала этого года с участием мопедов произошло 359 дорожных происшествий, в результате которых 364 человек получили различные травмы, 6 - погибло. А с участием электрических самокатов совершено 47 ДТП, в которых пострадал 51 человек.
Анализ показывает, что в основном дорожно-транспортные происшествия случаются на перекрестках, из-за того, что «пилоты» электросамокатов быстро пересекают дорогу по пешеходному переходу и попадают в так называемую «слепую зону», где водители автомобилей их не видят.
«Кроме этого, многие лица, управляющие электорсамокатами, не знают азов Правил дорожного движения (ПДД). Аналогичная ситуация складывается с водителями мопедов, которые в погоне за прибылью игнорируют элементарные требования правил дорожного движения и часто становятся виновниками ДТП», - отмечают полицейские.
По данным департамента полиции Алматы, есть случаи, когда водители мопедов создают аварийные ситуации, выезжают на полосу встречного движения, проезжают на запрещающий сигнал светофора, а также двигаются колонами на проезжей части. Такое поведение на дорогах указывает на отсутствие ответственности по отношению к другим участникам дорожного движения, а также взаимоуважения.
Само катится
Единые правила для водителей самокатов действуют с сентября 2023 года. Самокат официально стал частью транспортной системы Алматы со вступлением поправок в закон “О дорожном движении”.
Полицейские, периодически, совместно с представителями компаний, предоставляющих в аренду электрические самокаты, проводят рейды, для профилактики правонарушений. Беседуют с водителями самокатов, напоминают им об ответственности перед собой и другими участниками движения. Дарят памятку, на которой перечислены главные правила для безопасной и этичной езды.
По данным акимата, в 2023 году на электросамокатах совершено более 14 млн поездок, что в два раза больше, чем 2022-м.
Возможно, самокатчики меньше стали попадать в аварии с автомашинами, после того, как им разрешили ездить по тротуарам. Зато теперь пешеходы в зоне риска. И если никто еще не попал под электросамокат, то только потому, что пешеходы, когда видят летящего со скоростью 30-40 или 50 км в час транспорт, отскакивают в сторону и дают проехать.
По сведениям полиции, с начало 2024 года к административной ответственности привлечено более 15 тыс. мопедистов и 12 тыс. самокатчиков.
Согласно изменениям, внесенным в ПДД в прошлом году, электрические самокаты, в первую очередь, должны двигаться по велосипедной дорожке и велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.
При этом по правовому краю проезжей части разрешается ездить только с 18 лет при наличии:
- водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории,
- застёгнутого шлема,
- светоотражающего предмета (при передвижении в тёмное время суток).
По тротуару или пешеходной дорожке допускается движение электросамокатов со скоростью не более 6 км/ч. Обычная средняя скорость человека при ходьбе составляет примерно 4-5 км/ч. Вы когда-нибудь видели, чтобы электросамокаты ездили чуть быстрее человека? Как правило, они ездят с такой же скоростью, с которой едут городские автомашины.
По правилам, водителям электрического самоката запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой,
- перевозить пассажиров и грузы,
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы.
- при управлении электрическим самокатом пересекать перекрёсток.
Водители должны пересекать перекрестки по пешеходному переходу, ведя транспортное средство рядом.
Почему ездят быстро?
Недавно, жители Алмалинского района Алматы во время встречи с акимом города пожаловались на то, что, несмотря на ужесточение правил для пользователей электросамокатов, продолжают происходить инциденты. Горожане отметили, что поминутная оплата аренды самокатов заставляет водителей ездить быстрее в целях экономии денег.
Аким города Ерболат Досаев ответил, что компании, предоставляющих самокаты в аренду, должны более строго регулировать этот процесс, то есть следить за тем, чтобы пользователи не превышали скорость езды. По его словам, с помощью GPS можно контролировать скорость и маршрут движения самокатов.
«По идее, если видят превышение скорости по GPS, они могут их отключать. Также навигация позволяет видеть - они двигаются по тротуару или нет. Изменения в законодательство внесут, я думаю, что рынок будет лучше и микромобильность в городе будет более регулируемая. Эту работу как раз осенью будем проводить», - сказал Досаев.
По данным акимата, в городе услуги аренды электросамокатов оказывают три кикшеринговые компании: «Jet Sharing», имеющая в своем распоряжении 7 тыс. самокатов, «Вуш КЗ» - 5 тыс. и «Микромобильность» - 4 тыс.
Учредителем Jet Sharing является частная компания Jet Group Ltd, зарегистрированная на территории Международного финансового центра «Астана» в июне 2021 года.
Вуш КЗ - принадлежит российскому ПАО «ВУШ Холдинг», а единственным учредителем компании «Микромобильность» является ТОО «Яндекс. Такси Корп», являющаяся дочерним предприятием Y.E. Holding Limited, который образован в Москве (Россия) в феврале этого года.
Чтобы обеспечить растущие потребности пользователей велосипедов и электросамокатов, власти Алматы планируют расширить сети велодорожек. Сейчас в городе обустроено около 92 км велосипедной инфраструктуры.
Между тем, на сайте информационной системы «e-Petition» граждане разместили петицию с требованием запретить прокат электросамокатов в Алматы. В ней, в частности, говорится, что "кикшеринговые компании не могут обеспечить безопасность, полиция не может обеспечить достаточный контроль, пользователи сервиса не соблюдают ни законодательство, ни общечеловеческие принципы". "С сентября 2023 года в Париже ввели запрет на прокат электросамокатов в связи с тем что жители французской столицы неоднократно жаловались на то, что люди на электросамокатах мешают пешеходам и создают аварийные ситуации", - пишут авторы заявления, призывая власти брать пример с цивилизованных стран и прислушаться к мнение общественности.
Под обращением, опубликованном 1 августа этого года, казахстанцы оставили десятки комментариев с поддержкой петиции.
Источник: NewsHub.kz
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.