Алматы. 14 мая. NewsHub - Потери национального газового оператора QazaqGaz от продажи природного газа на внутреннем рынке в течение четырех лет (2022-2025 гг.) могут превысить 1 трлн тенге. Уже в следующем году газовую отрасль ждет кризис, а в 2024 году республика ощутит дефицит газа. Такой прогноз озвучил председатель правления АО «НК «QazaqGaz» Санжар Жаркешов.
Говоря об убытках на внутреннем рынке, глава нацкомпании имеет в виду, что оператор вынужден продавать газ казахстанским потребителям по ценам ниже, чем за него платит сам. Дело в том, что QazaqGaz почти не производит газ (за исключением небольшого объема, добываемого на Амангильдинской группе месторождения), покупая его у нефтедобывающих компаний по нерыночным ценам. Часть приобретенного газа оператор транспортирует до местных потребителей: население и предприятия, часть - экспортирует. Также QazaqGaz зарабатывает на транзите газа грузоотправителей из соседних стран - России, Туркменистана и Узбекистана. До недавнего времени компания покрывала убытки от продажи на внутреннем рынке за счет поступлений от экспорта. Но теперь в связи с ростом потребления внутри страны объемов газа, которые можно продать за границу может не быть, поэтому компании грозит дефолт, а республике - дефицит газа, поскольку динамика спроса на газ опережает рост его производства.
Формула неуспеха
Эксперты, изучившие газовую отрасль республики, обозначили четыре основных проблемных вопроса, нуждающихся в решении, в частности, это недостаточность ресурсной базы, высокий уровень износа газотранспортной системы, недостаточный уровень газификации в стране и неэффективная система тарифообразования. Последний, пожалуй, основной вопрос, решив который можно наладить работу всей газовой отрасли страны.
Сегодня вся цепочка создания стоимости товарного газа (закупочная цена у недропользователя, услуги по транспортировке, оптовые и розничные цены) устанавливается Министерством энергетики и Комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства национальной экономики РК в соответствии с действующим законодательством страны. За прошлый год убытки QazaqGaz составили 162 млрд тенге. В осенне-зимний отопительный период 2022-23 годов они могут превысить 184 млрд тенге.
«Убытки связаны с тем, что себестоимость закупа газа у недропользователей в 25 209 тенге за 1000 куб. м превышает оптовую цену реализации газа газораспределительным компаниям, которая составляет 14 327 тенге», - отмечает Санжар Жаркешов.
Закупочная цена, по которой QazaqGaz приобретает газ у нефтяных компаний в рамках преимущественного права нацоператора утверждается Минэнерго. Теоретически цены для компаний, осуществляющих добычу газа, должны определяться в соответствии с положениями закона «О газе и газоснабжении», которые предусматривают применение ценовой формулы «издержки плюс фиксированная прибыль»: себестоимость добычи + расходы на подготовку + расходы на транспортировку до места реализации нацоператору + уровень рентабельности в размере 10%.
В прошлом году себестоимость газа для нацоператора составляла 24 090 тенге за 1 тыс. куб. м, куда входит закупочная цена у недропользователей в 13 400 тенге за 1 тыс. куб. м плюс 10 690 тенге за транспортировку этого объема по магистральным газопроводам. QazaqGaz, в свою очередь продает этот газ газораспределительным компаниям в лице своей дочерней компании «КазТрансГаз Аймак» и других предприятий по оптовой цене 14 500 тенге за 1 тыс. куб. м. Газораспределительные компании далее реализовывают газ населению и другим внутренним потребителям по 17 100 тенге за 1 тыс. куб. м. Отсюда и происходит ежегодный убыток оператора.
Оптовые цены ежегодно утверждаются Минэнерго по согласованию с Миннацэкономики, а розничные цены, куда входит оптовая цена + тариф по распределительным газопроводам + расходы по реализации, регулируется КРЕМ. То есть стоимость газа устанавливается, практически, вручную. И это, как считают эксперты, главная проблема убыточности национального оператора, а также отсутствия стимула у недропользователей инвестировать в переработку попутного газа, в разведку и добычу природного газа и т.д.
Рост потребления
Последние годы в республике наблюдается дисбаланс динамики производства и потребления газа. Согласно данным IHS Markit, за 2010-2020 годы добыча газа в Казахстане выросла на 41% - с 24,6 млрд куб. м до 34,8 млрд куб. м, а потребление за этот же период увеличилось на 90% - 9 млрд куб. м до 17,1 млрд куб. м или в 1,9 раза.
Так вот, в QazaqGaz сообщают, что со следующего года спрос превысит предложение. При доступном объеме 24 млрд куб. м прогнозное потребление по реальным заявкам потребителей составит 25 млрд куб. м, таким образом, образуется дефицит в 1 млрд куб. м. Резкий рост перспективного потребления связан с заявками от новых крупных потребителей, отмечает оператор. В частности, речь идет о газохимических проектах (Объединенная химическая компания, WestGasOil), которые будут использовать природный газ в качестве сырья при производстве продукции, крупных промышленных потребителях (Арселор Миттал, Конденсат), а также проектах электроэнергетики (Алматы ТЭЦ, ПГУ Туркестан).
Спрос со стороны этих крупных потребителей увеличится с 1,3 млрд куб. м в этом году до 4 млрд куб. м - в следующем. К 2026 году их общее потребление вырастет до почти 16,4 млрд куб. м.
Если оставить все как есть, то, по прогнозам QazaqGaz, уже в этом году экспортная выручка (экспорт газа упадет на 66% до 2 млрд куб. м) не покроет всех потерь от внутреннего рынка и чистый убыток нацоператора составит 86 млрд тенге, а в 2025 году он вырастет до 859 млрд тенге. Поэтому компания предлагает ограничить перечень новых крупных потребителей с учетом доступных ресурсов газа, а также обеспечить необходимый уровень повышения цен на газ, в основном для предприятий. Тогда, несмотря на субсидирование внутренних цен для населения, компания не уйдет в минус, и даже будет получать доходы.
Республика может повысить цены для предприятий и производителей электроэнергии и тепла. В QazaqGaz привели в пример тарифы на газ в соседних странах. Если в Казахстане цена за 1 тыс. куб. м газа для населения в среднем составляет $34, а для юридических лиц - $51, то в Узбекистане аналогичный показатель достигает $49 и $94, соответственно. Отметим, что Узбекистан является крупным производителем природного газа (53,6 млрд куб. м в 2021 году).
Ряд экспертов предлагает повысить цены на газ и для населения, но при этом ввести систему скидок, льгот или субсидий, специально для тех потребителей, на которых рост цен отразится наиболее ощутимо, имея в виду пенсионеров с фиксированным уровнем дохода.
Стоимость природного газа $/тыс. куб. м
Источник: QazaqGaz
Где взять ресурсы?
Тем не менее, установление более или менее справедливой цены только часть решения проблемы, другая часть заключается в необходимости увеличения производства товарного газа и поиске новых ресурсов природного газа.
Казахстан входит в двадцатку стран мира с наибольшей ресурсной базой. По оценкам IHS Markit, доказанные и вероятные запасы газа в республике составляют 4,4 трлн куб. м. В прошлом году в республике было добыто 53,8 млрд куб. м газа, а произведено 29,4 млрд куб. м. Но уровень добычи газа в стране в значительной степени зависит от объемов добычи нефти и конденсата. Годом ранее, к примеру, на долю Тенгиза, Кашагана и Карачаганака пришлось 79% валовой газовой добычи и около 70% коммерческого газа. При этом в среднем от 40 до 50 процентов, добытого газа, закачивается обратно в пласт для поддержания давления. Кроме того, инвесторы не спешат вкладывать в переработку попутного сырого газа в товарный. Поскольку большая часть ресурсов газа представляет собой попутный газ, то, соответственно, республике необходимо наладить его переработку.
Самый крупный проект сейчас реализуется на базе месторождения Кашаган. Чтобы перейти на следующий этап освоения месторождения и увеличить добычу с 370 тыс. баррелей до 450 тыс. баррелей в сутки оператору Северо-Каспийского проекта - North Caspian Operating Company (NCOC) необходимо решить вопрос с попутным газом. В результате долгих переговоров было решено, что NCOC будет передавать сырой газ на переработку QazaqGaz. Казахстанская компания GPC Investment в мае прошлого года приступила к строительству газоперерабатывающего завода мощностью 1 млрд куб. м в год, с возможностью выпуска 815 млн куб. м товарного и 119 тыс. тонн сжиженного газа, а также 212 тыс. тонн серы и 35 тыс. тонн газоконденсата. Стоимость проекта - $860 млн. По данным Минэнерго, общий прогресс строительства по итогам 2021 года составил 7,5%, а концу этого года планируется довести показатель до 40%. Предполагается, что в следующем году завод будет введен в эксплуатацию. При этом уже в 2024-2027 годах планируется увеличить мощности завода до 2 млрд куб. м в год, что даст возможность NCOC нарастить добычу нефти до 500 тыс. баррелей в сутки. То есть ГПЗ будет построен для переработки попутного кашаганского газа, и чем больше оператор будет повышать уровень добычи, тем больше завод будет получать сырой газ на переработку. Прогнозируется, что в перспективе общий объем переработки вырастет до 6 млрд куб. м.
На сегодня это самый крупный проект, можно сказать, показательный. От того, как он будет реализован зависит и то, насколько инвесторы поверят в то, что республика может и заинтересована в переработке попутного газа. Эту же схему можно потом применить при разработке других месторождений, в том числе морских - Хазар и Каламкас-море, которые, как предполагается, будут осваивать национальная компания КазМунайГаз и российская Лукойл.
При этом переработка попутного газа, практически, единственный способ увеличить собственные ресурсы газа, поскольку газовых месторождений, как таковых в республике нет. Известные газоконденсатные месторождения Центральное, Хвалынское и Имашевское, чьи общие запасы оцениваются более чем в 900 млрд куб. м, находятся на границе с Россией, и неизвестно, когда их начнут разрабатывать.
Республике еще предстоит повысить показатели по газификации страны. Сегодня только 57,67% населения или чуть более 11 млн казахстанцев имеют доступ к голубому топливу. Кроме того, газ нужен (и спрос будет расти), как в виде сырья для производства химической продукции, так и в качестве топлива для тепло и электростанций. И, похоже, что часть потребностей внутреннего рынка Казахстану придется покрывать за счет импорта туркменского и российского газа.
Алибек Нури
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.