Часовой пояс в Казахстане останется неизменным, вне зависимости от результатов исследования - Миннауки

Сибирские реки могли бы спасти Аральское море?

10 апр. 2024, 06:03
7 мин. чтения
2504
Сибирские реки могли бы спасти Аральское море?
kazaral.org

За полвека Аральское море уменьшилось в 10 раз. Ежегодно с высохшего дна Арала ветрами поднимается до 80 млн тонн ядовитых солей, которые разносятся на тысячи километров - от Западной Европы до вершин Гималаев, оказывая негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

В последнее время мы привыкли думать, что температура на планете ежегодно повышается и количество воды на земле сокращается, в том числе из-за испарений и уменьшения осадков. События нынешнего года показали, что большое количество влаги может образоваться благодаря выпавшим осенью и зимой осадкам. Вода не только наполнила реки, но и вышла за их пределы и затопила всю близлежащую площадь. В Казахстане в девяти из семнадцати областей страны, а также семи городах был объявлен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в связи с паводками. Воды стало так много, что она не просто начала причинять неудобства, но и огромный ущерб - тысячи жилых домов затоплены, сотни километров автодорог и других инженерных коммуникаций разрушены. Казалось, что такого в современном мире, с его развитой научно-технической отраслью, искусственным интеллектом, который делает за людей, практически, всю умственную работу, а еще прогнозирует будущее, такого случится не должно. Но случилось…

А ведь мы могли бы этой водой наполнить свои резервуары (если бы они были), чтобы использовать ее потом для орошения сельскохозяйственных угодий. Летом 2023 года аграрии Жамбылской области потеряли урожай из-за дефицита воды и засухи. Грамотно и эффективно используя имеющиеся ресурсы, можно было бы решить многие наши водные проблемы, в том числе обмеление Арала. Когда-то, в советское время, рассматривалась идея переброски части стока сибирских рек в Казахстан и Центральную Азию, в том числе Аральское море. Почему бы не возобновить реализацию этого проекта?

С Севера на Юг

Идею переброски части вод Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря, по некоторым данным, впервые еще в середине XIX века озвучил, а вернее написал, составив соответствующий план, ученик Киевской гимназии Яков Демченко. В 1871 году будучи уже известным журналистом и общественным деятелем он издал брошюру «О наводнении Арало-Каспийской низменности для улучшения климата прилежащих стран». Но проект никого не заинтересовал. Вспомнили о нем только в послевоенном 1948 году. Однако идея не пошла дальше предложений ученых.

Вернулись к проекту в конце 1960-х, когда для поворота сибирских рек имелся реальный повод. Реки Сырдарья и Амударья к этому времени истощились из-за орошения хлопковых полей, и вода уже не доходила до Аральского моря.

Одним из сторонников идеи был председатель Академии наук Казахской ССР Шафик Чокин. Он доказывал, что, если не повернуть северные реки на юг, Арал может пересохнуть окончательно, а затем степные ветры поднимут соленую пыль с бывшего морского дна, которая убьет растительность на сотни километров вокруг. Прогнозы академика сбылись. Сегодня более 5,4 млн гектаров земли, 2 млн из которых на территории Казахстана, превратились в соляную пустыню, источником выноса солевых аэрозолей в атмосферу, согласно данным Международного Фонда спасения Арала.

В Аральском море накопились миллиарды тонн ядовитых солей, которые попали сюда вместе с водой после промывки полей. По оценкам экспертов на осушенном дне Аральского моря находится около 107-114 млрд тонн соли. Это обстоятельство, а также гибель почти всех нерестилищ, привело к катастрофическому сокращению рыбного поголовья, насчитывавшего порядка 200 видов. Был нанесен сокрушительный удар по местной рыбной промышленности, в которой когда-то работало около 60 тысяч человек…

polivtorg.ru

Фото: polivtorg.ru

В 1968 году пленум ЦК КПСС дал поручение Госплану, Академии наук СССР и другим организациям разработать полный план перераспределения стока рек Иртыш, Обь и Тобол.

Над проектом работали 48 проектных и 112 научно-исследовательских институтов, не считая союзных и республиканских министерств и других организаций. Техническая документация для поворота сибирских рек была готова к 1976 году. Решение о переброске части стока сибирских рек в Казахстан и Центральную Азию было принято в марте 1976 года в Москве на XXV съезде КПСС.

Проект предусматривал перенаправление части стока рек Иртыш, Обь, Тобол, Ишим в Курганскую, Челябинскую и Омскую области России, а также в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Общая длина канала должна была составить 2550 км, ширина - 130-300 м, глубина - 15 м, пропускная способность - 1150 куб. м в секунду.

Проект был реализован частично - в Казахстане построен канал «Иртыш-Караганда» длиной 458 км, а в России - Кулундинский канал, длиной 182 км.

Но в 1986 году проект свернули после того, как против реализации проекта организовали кампанию известные советские писатели, ученые, общественные деятели и СМИ. По другим сведениям, у государства просто не было денег, чтобы его продолжить.

В новейшей истории

После распада СССР о проекте вспомнили в начале 2000-х. Предложение поступило от тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Свой масштабный план он отправил в 2002 году президенту России Владимиру Путину, который в свою очередь перенаправил его на рассмотрение в правительство. В 2008 году Лужков даже выпустил полноценную книгу «Вода и мир», в которой в частности привел обоснования своего плана.

Его идею поддержал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В 2010 году во время форума в Усть-Каменогорске он обратился к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением вернуться к идее поворота рек.

Предложенный план немного отличался от задумки советских инженеров. Теперь предлагалось соорудить в районе Ханты-Мансийска, где сливаются Обь и Иртыш, водозаборную насосную станцию и от нее проложить на юг канал протяженностью 2,5 тыс. км. Лужков подчеркивал, что суть проекта - это не поворот русла Оби, а лишь использование примерно 7% стока сибирской реки.

Канал предлагалось проложить через Челябинскую, Курганскую области и Казахстан до Аральского моря, используя при этом воды Амударьи. Предполагалось, что в дальнейшем водный путь можно будет продлить и до Афганистана, отбирая у Оби уже около 10% ежегодного стока.

При этом канал должен был приносить России хорошую прибыль. Благодаря ему можно орошать 4,5 млн га земель. Кроме того, канал поможет наполнить водой засушливые территории ряда российских регионов.

Если советский проект оценивали в 32,8 млрд рублей при окупаемости в течение семи лет, то новый, по подсчетам отдельных экспертов, обошелся бы в $300 млрд. Лужков полагал, что проект окупится достаточно быстро, даже если продавать воду по $0,2 за куб. м (среднемировая цена около $2).

В 2008 году идею продавать воду подобно нефти поддержала Светлана Орлова, заместитель председателя Совета федерации РФ. Она заметила, что в отличие от нефти вода - возобновляемый ресурс, поэтому можно не переживать, что ее запасы когда-то закончатся.

Поддержка последовала и от других политиков и видных деятелей науки. Положительно о воплощении плана высказался и ректор МГУ Виктор Садовничий, назвавший реанимацию проекта очень своевременной.

В Российской Академии наук (РАН) неоднозначно восприняли планы мэра Москвы. К примеру, Алексей Яблоков, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, заявлял, что в случае воплощения подобного проекта произойдет заболачивание многих территорий России. Профессор также подчеркивал, что на реализацию необходимы большие средства.

Николай Коронкевич, заведующий лабораторией гидрологии Института географии РАН, положительно отозвался о самой идеи использования вод сибирских рек для орошения территорий России и Центральной Азии. Однако он заметил, что для этих целей нет смысла сооружать большой канал, а достаточно проложить трубопроводы и использовать в 10 раз меньше воды, чем предусмотрено основным проектом. При этом ученый подметил, что именно финансовая сторона стала причиной отказа от проекта в 1980-е. Экологическая составляющая скорее являлась главной причиной для общественности, но не для властей.

Возможно, специалист прав. В нынешней ситуации приемлемее транспортировать воду по трубам. Так будет меньше потерь воды, проложить трубопровод значительно дешевле, чем прорыть канал. Водовод «Астрахань-Мангышлак» протяженностью около 1300 км, берущий воду из реки Кигач (рукав Волги), на протяжении 37 лет обеспечивает пресной водой жителей части населенных пунктов Атырауской и Мангистауской областей. Может, стоит пересмотреть проект и реализовать его уже по другой схеме?

Источник: NewsHub.kz

При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.

Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.

Подписывайтесь и следите за нашими новостями в социальных сетях
Ошибка в тексте? Сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите Ctrl + Enter

Последние новости

Вчера
20 января
19 января
18 января