Палата предпринимателей Алматинской области планирует создать в регионе кооперации по успешному опыту кооператива «Фермеры Чилика».
Для директоров филиалов областной палаты предпринимателей алматинского региона и бизнес-тренеров обучающего проекта «Бастау Бизнес» был организован обучающий семинар на базе агробизнес центра Фонда местных сообществ (ФМС) Енбекшиказахского района. Именно здесь в 2017 году был создан сельскохозяйственный кооператив «Фермеры Чилика». Через кооперацию и совместное выращивание продукции был организован процесс товара «от поля до прилавка». Налажена поставка продукции в крупнейшие оптовые рынки Алматы, сеть супермаркетов «METRO Cash&Carry» и дистрибьюторскую компанию «New kitchen». В 2020 году ФМС реализовал 102 тонны овощей на сумму свыше 16 млн тенге.
По словам директора РПП «Атамекен» Лаззат Чинкисбаевой, этот опыт может быть успешно применен фермерами, личными подсобными хозяйствами и выпускниками проекта «Бастау Бизнес».
«Одной из главных проблем предпринимателей является вопрос сбыта. Ни одна компания не сможет наращивать прибыль, если у нее имеются проблемы со сбытом продукции. Успешная модель «Фермеров Чилика» показала преимущества кооперации, где отработан весь цикл и механизм работы. Мы ставим амбициозную задачу создать аналогичные кооперативы в нашей области. Для этого мы начали с обучения и разъяснения среди сотрудников палаты и бизнес-тренеров. Кооперация будет интересной для выпускников проекта «Бастау Бизнес», которые хотят расширить свое дело», – рассказала Лаззат Чинкисбаева.
В ходе обучения исполнительный директор общественного фонда «Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района», член кооператива «Фермеры Чилика» Бахытгуль Ельчибаева поделилась с участниками своим опытом создания кооперации, организации механизма сбыта и монетизации проекта.
«В кооперацию можно привлекать как личные подсобные хозяйства. Так и индивидуальные хозяйства. Главное – инициатива должна идти снизу, необходимо обучить лидеров объединения, определиться с направлением и планами. При отборе в кооператив следует ввести фильтры и определиться с критериями. Важно знать портрет среднестатистического предпринимателя, который поддержат инициативу. Ведь самодостаточному предпринимателю возможно идея кооперации не будет интересна, а только начинающему стартапу вероятно еще рано входить в кооператив. Поэтому это и другие вопросы требует тщательного изучения. Также необходимо обратить внимание на брендинг, продвижение и определить инструменты мониторинга, контроля и сопровождения проектов», – отметила Бахытгуль Ельчибаева.
В ходе обучения участниками были презентованы собственные модели кооперативов и план по их развитию.
Напомним, в Алматинской области зарегистрировано более 46 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств.