Какие альтернативные маршруты экспорта нефти рассматривает правительство

Более 500 тыс. тонн нефти перенаправили на другие маршруты из-за аварии на КТК

Фото: cpc.ru

Алматы. 20 мая. NewsHub - Премьер-министр Алихан Смаилов ответил на вопросы депутатов парламента относительно альтернативных маршрутов экспорта нефти, озвученных ими после аварии на морском терминале «Каспийского Трубопроводного Консорциума» в марте этого года.

«Общий перенаправленный объем нефти с КТК по альтернативным маршрутам и нефтеперерабатывающим заводам в апреле 2022 года составил 561 тысяч тонн, - сообщил глава правительства. - После завершения расследования причин произошедшего, будут разработаны мероприятия по недопущению подобных инцидентов в будущем».

Правительство планирует увеличить объемы транспортировки нефти по другим существующим маршрутам. В частности, при мощности в 17 млн тонн через нефтепровод «Атырау - Самара» ежегодно отгружается около 11 млн тонн нефти. Рассматривается проект расширения нефтепровода «Атырау - Кенкияк - Кумколь» - с 6 млн тонн до 12 млн тонн в год с возможностью экспорта нефти в Китай через трубопровод «Казахстан - Китай». Он может в год пропускать около 20 млн тонн нефти, но сейчас по нему транспортируется 11,5 млн тонн (57,5% от мощности).

Также рассматривается альтернативный вариант транспортировки нефти через морские порты Актау и Курык до порта Баку (далее в Батуми по железной дороге или возможно в нефтепровод «Баку - Тбилиси - Джейхан»), планируется увеличение парка железнодорожных цистерн для перевозки товарной нефти с 1,5 тысяч до 3,5 тысяч цистерн - для отгрузки сырья компании Тенгизшевройл на мировые рынки через Россию в порт Батуми, а также другие морские порты Черного и Балтийского морей.

Алихан Смаилов также сообщил, что проблем с экспортными линиями при отгрузке природного газа нет. Основной маршрут идет в направлении КНР по магистральному газопроводу «Казахстан - Китай».

В апреле этого года депутаты Мажилиса от фракции «Народная партия Казахстана» обратились с запросом на имя премьер-министра, чтобы узнать, какие меры предпринимаются правительством для обеспечения экономической безопасности в сфере экспорта нефти, газа и других видов стратегического сырья.

Мажилисмены считают, что за аварией на КТК следует видеть не просто технический инцидент, а ущербность всей структуры стратегической нефтегазовой сферы, что, по сути, вся она завязана в буквальном смысле «на одну трубу».

«Фактически, порядка 80% экспорта нефти в Евросоюз, который является нашим крупнейшим рынком, осуществляется через КТК. Тем самым, судьба экспортной выручки, которая обеспечивает пополнение республиканского бюджета и Национального фонда, зависит от одного трубопровода, в котором доля государства в лице нацкомпании «КазМунайГаз» составляет всего 19%», - написали депутаты.

Напомним, что КТК с 24 марта приостановила приемку нефти в систему. За день до этого стало известно, что два из трех выносных причальных устройств (ВПУ) морского терминала КТК вышли из строя. В течение месяца нефтепровод работал на 60% своей мощности. Позже в Министерстве энергетики РК и в КТК заявили, что система может работать на полную мощность и при помощи двух ВПУ.

Более подробно об инциденте на морском терминале КТК можно прочитать в материале NewsHub.kz здесь.

На сегодняшний день годовая мощность КТК составляет 67 млн тонн. В 2021 году из Казахстана было экспортировано по этой системе свыше 53 млн тонн нефти.

Акционерами КТК являются: Россия - 31%, Казахстан - 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (США) - 15%, Lukarco (РФ\ Нидерланды) - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company (США) - 7,5%, Rosneft–Shell Caspian Ventures Limited (РФ\Великобритания) - 7,5%, BG Overseas Holding Limited (Великобритания) - 2%, Eni International N.A. N.V. (Италия) - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC (Великобритания) - 1,75%.

481