В первом квартале этого года национальная компания «КазМунайГаз» перевезла на своих танкерах 3 млн 460 тыс. тонн нефти, что 65,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (2 млн 094 тыс. тонн).
Морская перевозка увеличилась благодаря росту показателей по транспортировке нефти на Средиземном и Каспийском морях. Рост объемов в Средиземном море произошел преимущественно за счет отгрузки азербайджанской нефти, идущей по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а в Каспийском - в связи с увеличением транспортировки сырья с порта Актау до российского Махачкалы и азербайджанского Баку, объяснила компания.
Морскую перевозку нефти осуществляет дочернее предприятие КМГ - Казмортрансфлот (КМТФ). Компания имеет два танкера класса Aframax (дедвейт - 115 тыс. тонн), три танкера Caspian max (дедвейт - 112 тыс. тонн).
В феврале 2023 года нацкомпания и эмиратская Abu Dhabi Ports Group (ADP) создали совместное предприятие Caspian Integrated Maritime Solutions Ltd (CIMS), где с казахстанской стороны участвует КМТФ.
В июле совместное предприятие закупило два новых танкера дедвейтов 8 тыс. тонн каждый. Тогда в КМТФ отметили, что «покупка этих танкеров осуществлена в рамках исполнения поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева по развитию альтернативных маршрутов экспорта нефти».
С марта 2023 года началась отгрузка казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), которая прекратилась в 2015 году. В конце 2022 года КМГ и азербайджанская государственная нефтегазовая компания (ГНКАР) договорились об ежегодной транспортировке 1,5 млн тонн казахстанской нефти по БТД. При этом они решили, что перевозить нефть по Каспию будут совместно - на паритетной основе - КМТФ с казахстанской, ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» - с азербайджанской стороны.
В прошлом году, по сведениям Министерства энергетики РК, по БТД было прокачано более 1 млн тонн казахстанской нефти (по данным АО «КазТрансОйл» - 1,4 млн тонн). В марте этого года КМГ и ГНКАР договорились увеличить транзит нефти по нефтепроводу до 2,2 млн тонн.
Заработать на транзите
При этом наблюдается рост объемов транзита российской нефти по территории Казахстана. За январь-апрель этого года КазТрансОйл (КТО), дочерняя компания КМГ, перекачала по своим трубопроводам свыше 3,3 млн тонн российской нефти в Китай, что на 3% больше, чем годом ранее (3,2 млн тонн).
За прошлый год КТО транспортировал из России через Казахстан в КНР 9 млн 989 тыс. тонн нефти. В целом, за 2014-2023 годы «дочка» КМГ обеспечила поставку в Китай 91 млн тонн российской нефти через территорию республики. Общая выручка от транспортировки превысила $1,3 млрд.
В марте Мажилис одобрил продление до 2033 года соглашения между правительствами Казахстана и России об ежегодном транзите 10 млн тонн российской нефти в Китай.
Тогда министр энергетики Алмасадам Саткалиев сказал, что в соглашение от 2013 года были внесены изменения по объемам прокачки, тарифам и расчету за транзит нефти. При этом, по его словам, за транспортировку российской нефти в КНР в течение 2024-2033 годов республика выручит более $1,7 млрд.
Кроме того, КТО заработает также за счет поставок российской нефти в Узбекистан. В первом квартале этого года было перекачано 75 тыс. тонн нефти. В целом, в 2024 году компания планирует транспортировать в Узбекистан по своей системе магистральных нефтепроводов до 550 тыс. тонн российской нефти, что в 3,5 раза больше, чем в 2023 году (154,3 тыс. тонн).
Таким образом, национальная компания увеличивает свои доходы за предоставление транспортных услуг. В 2023 году КазМунайГаз за счет транспортировки нефти заработал 226,1 млрд тенге - на 20,5% больше, чем годом ранее (187,5 млрд тенге).
Источник: NewsHub.kz
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.
Самые свежие новости экономики, политики и культуры в нашем Telegram-канале и мобильных приложениях на Android и iOS.