Алматы. 23 марта. NewsHub - Каспийский трубопроводный консорциум, по которому экспортируется свыше 75% казахстанской нефти, сообщил о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу.
Причиной такого решения стало повреждение выносного причального устройства (ВПУ-2), произошедшее в рзельтате шторма на побережье Черного моря в районе порта Новороссийск, где расположен морской терминал.
По результатам водолазного обследования комплекса оборудования выносных причальных устройств на морском терминале под Новороссийском после шторма силами подрядной организации ООО «Транснефть-Сервис» по обслуживанию морского терминала выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2.
«Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ», - говорится в сообщении компании.
В КТК отметили, что в распоряжении имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов.
«Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения. В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу», - пояснили в КТК.
При этом отмечается, что проведение ремонтов вероятно займет продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, а также ожиданием номинации танкеров для промывки.
«К сожалению то, что касается шлангов или комплектующих устройств, это все иностранные поставки, аналогичного у нас в России не существует. Это довольно уникальные вещи, они не имеют большого спроса, поэтому понятно, что производством никто не занимался, но будем искать какие-то альтернативы», - сказал в интервью российским СМИ генеральный директор АО «КТК» Николай Горбань.
Агентство Reuters со ссылкой на заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина сообщает, что на устранение повреждений может понадобиться до двух месяцев, а это, в свою очередь, может привести к падению экспорта нефти на мировые рынки до 1 млн баррелей в сутки. По трубопроводу транспортируется около 1,2 млн баррелей в сутки, или 1,2% мирового спроса. Большая часть нефти в трубопроводе принадлежит России, Казахстану и международным нефтяным компаниям, таким как Chevron.
Трубопроводная система КТК, протяженностью свыше 1,5 тыс. км, соединяет казахстанское нефтегазовое месторождение Тенгиз с черноморским портом в Новороссойске (Россия). По ней транспортируется казахстанская нефть в основном из месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. В 2021 году по КТК было отгружено на мировые рынки 60,7 млн тонн нефти, из которых более 53 млн тонн из Казахстана (это около 78,4% от всего объема экспортной нефти республики, который в прошлом году составил 67,6 млн тонн), еще свыше 7,6 млн тонн нефти поступило с территории России.
Трубопровод КТК ввели в эксплуатацию в 2001 году. Он был построен для транспортировки казахстанской нефти из месторождений, расположенных на западе республике. На сегодняшний день 31% акций консорциума принадлежат России (Транснефть - 24%, КТК Компани - 7%), 20,75% - Казахстану (КазМунайГаз - 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%).
Помимо этого, владельцами трубопровода являются компании: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (США) - 15%, Lukarco B.V. (РФ/Нидерланды) - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company (США) - 7,5%, Rosneft–Shell Caspian Ventures Limited (РФ/Великобритания) - 7,5%, BG Overseas Holding Limited (Великобритания) - 2%, Eni International N.A. N.V. (Италия) - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC (Великобритания) - 1,75%.
Казахстанская нефть по КТК под маркой CPC Blend экспортируется в США, Китай, Италию, Турцию, Хорватию, Болгарию и множество других стран. Нефть из Казахстана востребована, потому что она малосернистая, (показатели серы - около 0,5%), она легкая и востребована у нефтепереработывающих заводов.