Теперь казахстанские нефтедобывающие компании, особенно, операторы месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, могут ежегодно экспортировать свыше 72 млн тонн нефти по трубопроводу КТК.
В течение 2019-2022 годов консорциум инвестировал $599,9 млн собственных денег на реализацию программы устранения узких мест, что позволило увеличить мощности нефтепроводной системы на 24% или с 67 млн до 83 млн тонн в год, из них возможности прокачки казахстанской нефти выросли на 32% - с 55 млн до 72,5 млн тонн.
В отличие от предыдущего проекта расширения в этот раз консорциум не стал строить дополнительные нефтеперекачивающие станции и менять отрезки нефтепровода. Были увеличены мощности оборудований, существующих НПС, в основном, в Атырау, Астрахани и на Тенгизе.
Также в рамках этой программы на НПС «Тенгиз», расположенной на месторождении Тенгиз, строятся два резервуара для хранения нефти мощностью 20 тыс. куб. м каждый. Они должны быть введены в эксплуатацию в июне этого года. В общей сложности количество резервуаров на станции вырастет до шести.
Сейчас в магистральный трубопровод ежечасно поступает 4,4 тыс. куб. м тенгизской нефти. После завершения проектов расширения производства на месторождении этот показатель увеличится до 6 тыс. куб. м в час.
Напомним, компания «Тенгизшевройл» (оператор Тенгиза), по сведениям Минэнерго, должна завершить в этом году проект управления устьевым давлением, а в следующем ө проект будущего расширения, в результате чего добыча нефти на Тенгизе увеличится до 39 млн тонн в год.
2022 год был непростым для КТК. Работа нефтепровода несколько раз приостанавливалась, в том числе из-за выхода из строя выносных причальных устройств в результате шторма. Были проблемы с закупкой запасных частей на зарубежных рынках из-за изменения логистики поставок после введения экономических санкций в отношении России. Тем не менее, консорциуму удалось выполнить обязательства перед грузоотправителями.
«На сегодняшний день для порядка 80% номенклатурных позиций, требующих альтернативных производителей/поставщиков, были найдены производители в Российской Федерации, при этом для некоторых позиций критически важного оборудования для КТК пока альтернатив не найдено, ведутся изыскательские работы», - сказал заместитель генерального директора КТК по связям с правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин на пресс-конференции в Атырау.
По его словам, для оперативного решения производственно-ремонтных задач и обеспечения промышленной безопасности объектов КТК на среднесрочную перспективу создан значительный резерв запасных частей, инструментов и принадлежностей.
При этом компания не беспокоится по поводу планов республики расширить альтернативные маршруты экспорта казахстанской нефти. В отличие от других маршрутов КТК наиболее выгоден с экономической точки зрения, и он не подпадает под санкции Запада.
«Мы, Казахстан, являемся внутриконтинентальным государством. Мы не имеем выхода к открытым морям, соответственно, должны пройти через территорию других стран. Это вызывает и транзитные риски. То есть, соответственно, любой маршрут это, будем говорить, дорогостоящий проект и он требует соответствующих гарантий. На сегодняшний день в Казахстане нет нефти, которая бы обосновывала строительство или проектирование нового объекта (трубопровода)», - говорит Кабылдин.
Тем не менее, он согласен, что альтернативные маршруты должны быть. При этом для их строительства надо решать много вопросов, связанных с экологической безопасностью, маршрутом транспортировки, договариваться с транзитными странами.
Сами грузоотправители, нефтедобывающие компании, предпочитают КТК, как наиболее короткий и выгодный маршрут. При этом они же являются акционерами консорциума и устанавливают тариф прокачки, который на протяжении многих лет не меняется.
Сейчас нефтепровод работает на 80% своей мощности. Так что у казахстанский компаний есть возможности нарастить добычу и увеличить экспорт нефти.
С момента создания КТК по сегодняшний день компания и ее акционеры инвестировали в нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» $16,8 млрд.
Акционеры АО «КТК»: Россия - 31%, Казахстан - 20,75%, Chevron - 15%, Лукойл - 12,5%, ExxonMobil - 7,5%, Shell - 7,5%, Роснефть - 3,75%, Eni - 2%.
Дулат Тасымов
При полном или частичном копировании и использовании материалов NewsHub.kz гиперссылка на источник обязательна.